МИСиС: число молодых преподавателей в вузах России составило минимум за последние 30 лет
При этом около 30 % преподавателей старше 60 лет
Почти 30 % преподавателей вузов России старше 60 лет, за последние 30 лет их доля выросла почти в четыре раза, в то время как количество молодых преподавателей составляет минимум с 1988 года. Об этом сообщает пресс-служба Университета МИСиС со ссылкой на исследование профессора кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Виктории Пугач. Итоги изучения динамики возрастной структуры российских преподавателей опубликованы в научном журнале «Высшее образование в России».
В Университете МИСиС отмечают, что профессорско-преподавательский состав (ППС) российских вузов насчитывает порядка 218 тыс. человек, к которому относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.
Как показало исследование, почти 30 % преподавателей российских вузов — старше 60 лет и за последние 30 лет их процент вырос с 7,2 % до 29 %. В то же время количество молодых преподавателей составило минимум с 1988 года — 24,4 %.
Максимальный средний возраст наблюдается у профессоров — 61-62 года, а минимальный — у ассистентов, 35 лет. Разница между ними составляет более 25 лет, то есть, чем выше должность, тем выше средний возраст преподавателя. Исключение составляют заведующие кафедрами и деканы.
При этом, как отмечается в исследовании, средний возраст преподавателей (49,9 лет в 2020 году) оказался на 20 %, или примерно на 8 лет, больше, чем у остального занятого населения (41,6 лет в 2020 году). По мнению автора, это может быть связано с более продолжительным обучением преподавателей.
Также отмечается, что после 2010 года значительно снизилась доля молодых преподавателей (до 30 лет) и увеличилась доля преподавателей старше 65 лет, что приводит к неравномерному распределению возрастных групп в педагогическом составе. При этом средний возраст ректоров составляет 54–55 лет, а средний возраст проректоров — около 50 лет.
«Снижение привлекательности профессии преподавателя вуза, особенно для молодежи, дисбаланс возрастной структуры — это результат долговременных, системных изменений в труде преподавателя, по сути являющихся прекарными. Только их изменение позволит улучшить ситуацию с преподавателями в высшей школе России», — подчеркнула Виктория Пугач.
В выводах исследования также говорится, что большая часть всего преподавательского состава — около 75 %, занимает должность не выше доцента, которая фактически является «стеклянным потолком» для многих преподавателей в российской высшей школе.
Кроме того, значительное снижение доли преподавательского состава на двух низших позициях — преподавателя и ассистента — стало причиной сокращения доли молодежи среди ППС в целом.