«Как техническому вузу нам очень важно актуализировать программы и сделать их интересными для студентов»
2 июня 2023 г. 15:07

«Как техническому вузу нам очень важно актуализировать программы и сделать их интересными для студентов»

Тип материала: Мнение
Регион: Томская область

Интервью с ректором ТУСУР Виктором Рулевским

В Москве 7 июня пройдет XI международный форум вузов «Будущее высшей школы». Проект реализуется рейтинговым консорциумом RAEX (рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика», Ассоциация составителей рейтингов, оператор данных РАЭКС и др.) в тесном сотрудничестве с академическим сообществом при поддержке Российского Союза ректоров.

Основные вопросы, которые прозвучат в рамках форума, редакция сайта РСР обсудила с ректором Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Виктором Рулевским.

— Виктор Михайлович, сегодня ведется активное обсуждение предстоящих реформ в системе высшего образования. Какому аспекту, на ваш взгляд, стоит уделить особое внимание в этом обсуждении? Что важно не потерять при переходе на новую модель образования, особенно в части технических направлений подготовки?

— ТУСУР, со своей стороны, всегда понимал, что высококвалифицированного специалиста, разработчика в сфере высоких технологий, который быстро войдет в рабочий процесс в компании, на производстве, нельзя подготовить за очень короткий срок. На мой взгляд, в части технических направлений есть тенденция увеличения специалитета, поскольку ставка в нашей стране делается на инженерную подготовку для создания суверенных отечественных технологий. Но и бакалавриат, и магистратура также могут развиваться. Например, должна быть возможность после специалитета заканчивать магистратуру для формирования междисциплинарных компетенций, «прокачки» в сфере технологий будущего.

— Развитие технологий, в том числе цифровых, изменения в экономике и социальной сфере непосредственно влияют на рынок труда. Какими качествами должен сегодня обладать востребованный специалист, особенно востребованный инженер?

— Нас радует то, что компании, бизнес не только формируют требования, но и включаются в процесс подготовки кадров. Например, в прошлом году совместно с компанией СТК («Системы. Технологии. Коммуникации»), которую основал наш выпускник, мы открыли первый в регионе частный IT-парк «Герцен» — с коворкингами и лабораториями, для компаний в сфере IT, 5G и связи. Одной из первых лабораторий в парке стала совместная лаборатория университета и компании «Системы технологической связи» в рамках нашей передовой инженерной школы «Электронное приборостроение и системы связи». Именно здесь наши студенты смогут получить и необходимый практический опыт, и опыт работы в команде над реальным проектом. Это именно те навыки, которые сегодня не просто востребованы, а необходимы.

— Ранее «Коммерсант» написал о дефиците кадров в радиоэлектронной отрасли. Например, приводится такое мнение, что «сегодня студенты вузов, обучающиеся по техническим специальностям, скорее настроены трудоустроиться в IT-компанию, чем на предприятия, разрабатывающие электронику, поскольку заинтересованы в получении широкого пакета льгот Минцифры». Вы наблюдаете такую тенденцию? Какие решения или преобразования, на ваш взгляд, могли бы более эффективно повлиять на рост популярности инженерного образования среди молодежи?

— Как техническому вузу нам очень важно не потерять сущность университета, но актуализировать программы и сделать их интересными для студентов. Речь идет об актуализации образовательных программ и обновлении материальной базы именно наших технических факультетов: радиотехнического, радиоконструкторского и факультета электронной техники.   

Что касается навыков и компетенций, мне кажется, было бы полезным не только обучать инженеров цифровым компетенциям, но и программистов — базовым инженерным навыкам. Грамотный специалист должен на практике знать и понимать, что представляет собой архитектура того же компьютера, как читать электронные схемы, как восстановить, устранить неисправности оборудования. Надеюсь, мы сможем запустить такой процесс в будущем на базе центра микроэлектронных систем, который планируем построить. Под учебную фабрику там отведено 20 тыс. квадратов, где студенты смогут учиться и работать на самом современном оборудовании.

— А удается ли, на ваш взгляд, сегодня вузам найти диалог с работодателями, понять их потребности? Какие форматы взаимодействия вы бы назвали успешными?

— В прошлом году на базе ТУСУР был создан технический комитет РСТ по стандартизации № 328 «Сверхвысокочастотная и силовая электроника». В его состав вошли как ведущие научно-производственные предприятия в области микроэлектроники, так и научные учреждения, и вузы. Без создания единой структуры, где будут своевременно в короткие сроки разрабатываться новые стандарты вместо действующих сегодня (многие из них разработаны десятки лет назад), работать будет сложно. И нам, как практическому техническому университету, невозможно создавать программы и стандарты без поддержки индустриальных партнеров. Готовить кадры мы также должны с учетом новых стандартов. Поэтому такой формат взаимодействия я бы назвал не просто успешным, а необходимым для высокотехнологичных отраслей.

Другой пример — формирование актуальных цифровых компетенций у студентов. Мы создаем открытые образовательные пространства, а для онлайн-связи формируем цифровую экосистему — все программы разрабатываем совместно с IT-компаниями, которые предоставляют нашим студентам места для стажировок.

— В Госдуму был недавно внесен законопроект, предлагающий введение обязательной трехлетней отработки по специальности для всех учившихся на бюджете выпускников. Однако он уже был раскритикован, в частности было отмечено, что если в кадрах действительно есть значительная потребность, то можно открывать целевой набор. А как вы считаете, действительно ли целевое обучение эффективно в решении кадрового голода в определенных областях экономики?

— Целевое обучение действительно способно решить ряд задач, в том числе вопрос более раннего погружения студента в культуру производства. Но для нас еще одним важным шагом в области подготовки кадров, например по космическому направлению, стало формирование между ТУСУР, СибГУ и компанией «Решетнев» сетевой магистратуры, в которой мы объединились по принципу сборки наиболее сильных в стране компетенций. Такие форматы интереснее для студентов, а предприятиям дают специалистов с уникальным набором компетенций, которые не способен развить один вуз.

— В целом, как вы считаете, должен ли вуз отслеживать карьерный путь своих выпускников, анализировать динамику по трудоустройству?

— Обязательно, наш опыт коммуникации с выпускниками это подтверждает. Наши выпускники играют большую роль в достигнутых вузом высоких результатах, ведь на сегодняшний день в наше окружение входит уже более 210 фирм и предприятий, созданных выпускниками университета. Кроме компании СТК, которую я уже упоминал, или IT-компании Userstory, с которой мы разрабатываем онлайн-сервисы «Мобильный кабинет студента», «Единая среда разработки IT-проектов», «Биржа проектов», есть, например, компания «Микран», совместно с которой мы ведем несколько больших проектов, в том числе проект по созданию базовой станции 5G.

— На XI форуме «Будущее высшей школы» будет представлен рейтинг лучших вузов России RAEX-100, который входит в систему рейтингов «Три миссии университета». Какова значимость этого рейтинга сегодня для оценки вузов?

— На мой взгляд, рейтинги RAEX-100 и «Три миссии университета» в настоящее время выполняют ключевую роль в оценке эффективности деятельности университетов. В силу специфики, ТУСУР всегда было непросто вписаться в показатели и системы рейтингования, но мы постоянно работаем над этим. Конечно, рейтинги не должны быть самоцелью, но в качестве внешней оценки они могут выступить хорошим стимулом для дальнейшего развития университета.