«Сегодня именно российские вузы имеют шанс занять нишу западных инжиниринговых компаний»
2 июня 2023 г. 12:12

«Сегодня именно российские вузы имеют шанс занять нишу западных инжиниринговых компаний»

Тип материала: Мнение
Регион: Свердловская область

Интервью с ректором УрФУ Виктором Кокшаровым

В Москве 7 июня пройдет XI международный форум вузов «Будущее высшей школы». Проект реализуется рейтинговым консорциумом RAEX (рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика», Ассоциация составителей рейтингов, оператор данных РАЭКС и др.) в тесном сотрудничестве с академическим сообществом при поддержке Российского Союза ректоров.

Основные вопросы, которые прозвучат в рамках форума, включая предстоящее реформирование национальной системы высшего образования России, редакция сайта РСР решила обсудить с ректором Уральского федерального университета Виктором Кокшаровым.

— Виктор Анатольевич, сегодня ведется активное обсуждение предстоящих реформ в системе высшего образования. Какому аспекту, на ваш взгляд, стоит уделить особое внимание в этом обсуждении? Что важно не потерять при переходе на новую модель образования?

— При внедрении изменений в первую очередь важно понять запрос работодателей. При проектировании образовательных программ мы обязаны понимать, какого именно выпускника мы готовим, и вместе с работодателем определять требования к уровню сложности, наукоемкости и ответственности — это три важных обстоятельства, предложенных в качестве критериев федеральным министерством труда. Если исходить из этого, то инженера, который будет занят эксплуатацией машин, оборудования или технических объектов, будет достаточно готовить за четыре года. А тому, кто будет вовлечен в исследования — инженеру-проектировщику, конструктору или технологу — потребуется пять-шесть лет для получения базового высшего образования, а затем от года до трех — для специализированного.

Замечу, что у нас не так много времени: с 2025 года запланирован массовый переход на новую систему высшего образования, более ориентированную на национальные интересы России. Уверен, что в процессы преобразования высшей школы должны быть вовлечены объединения работодателей, призванные определить критерии, которым на выходе из вузов обязан соответствовать выпускник. Поэтому, конечно же, программы будут разными, как и требования к студентам.

— А какие приоритеты международного сотрудничества в текущих условиях вы бы выделили? 

 Стоит отметить, что соответствие новой системы высшего образования национальным интересам, о котором мы говорили выше, не означает замыкания в границах: в России учатся порядка 360 тыс. иностранцев, и мы продолжим привлекать больше зарубежных абитуриентов, для которых российское образование остается привлекательным. Не случайно год от года увеличивается количество квот Россотрудничества на получение бесплатного образования в наших вузах — уже сегодня эта цифра приближается к 30 тыс.

При этом важно, чтобы получаемое иностранцами образование в России котировалось в их странах — стоит внимательно подумать, что будет написано в их дипломах. Очевидно, что главная роль будет отдаваться квалификации, в то же время должно быть прописано и соответствие степени, которая будет признаваться за рубежом.

Что касается приоритетов, то в области высшего образования на протяжении последних нескольких лет мы и так сотрудничаем со странами, которые сейчас являются дружественными Российской Федерации, — мы всегда ориентировались на приток абитуриентов из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Так и остается сегодня. На страны Западной Европы был замкнут поток студентов, участвующих в академической мобильности, но и здесь мы переориентировали наши интересы на другие страны: в частности, растет привлекательность китайских вузов.

С позиций притока иностранных абитуриентов мы не заметили никаких изменений и видим, что в целом привлекательность российского высшего образования растет — в прошлом году мы увеличили число поступивших к нам абитуриентов почти на 15 %: с 1 555 до 1 771 человека. Надеюсь, что примерно такой же прирост нас ждет и в этом году, особенно с учетом реализации в Российской Федерации крупных проектов по поддержке университетов.

— Развитие технологий, в том числе цифровых, изменения в экономике и социальной сфере непосредственно влияют на рынок труда. На ваш взгляд, изменились ли за последние 5-10 лет требования работодателей к выпускникам?

— Вообще, я бы хотел отметить, что сегодня для университетов во многом открылось окно возможностей — поддержки вузов столь масштабного уровня, как ее предусматривает национальный проект «Наука и университеты», никогда не было: это и программа «Приоритет-2030», и проект по созданию кампусов мирового уровня, это и инициативы по развитию технологического предпринимательства, программа передовых инженерных школ, научно-образовательных центров (НОЦ) и целый ряд других проектов.

Кроме того, в десятки раз увеличился спрос на инжиниринговые услуги от университетов. Сегодня именно российские вузы имеют шанс занять нишу западных инжиниринговых компаний. На университеты ложится груз ответственности за скорейший трансфер технологий и ускорение внедрения передовых научных разработок и производственных технологий в промышленность.

Востребованность наших выпускников на рынке труда связана, в первую очередь, с тем, что мы всегда поддерживали тесные связи с предприятиями реального сектора экономики и социального сектора. Урал славится промышленным потенциалом, поэтому мы во многом ориентируем наши образовательные технологии на партнеров — это и широкое внедрение проектного обучения (сегодня уже более 12 тыс. наших студентов в проектных командах решают задачи компаний), и внедрение индивидуальных образовательных технологий (почти 5 тыс. студентов обучаются в таком формате).

Сюда же относится прохождение практик и стажировок, выполнение выпускных квалификационных работ в интересах работодателей. При этом их требования, безусловно, меняются: связаны они не только с получением базовых знаний, которые, конечно, необходимы любому студенту, но и с возможностью и необходимостью реагировать на технологические изменения. Выпускник университета, как мы уже говорили, должен ориентироваться на работодателя, обладать широким набором мягких навыков, и, главное, уметь учиться на протяжении всей жизни.

— Удается ли, на ваш взгляд, сегодня вузам найти диалог с работодателями, понять их потребности? Какие форматы взаимодействия вы бы назвали успешными?

— Стоит отметить, что работодатели сами приходят к нам и активно участвуют в жизни университета. Например, организуют совместные образовательные программы, изначально проектируемые под их интересы. Мы активно работаем с ТМК, с группой «Синара», «Евразом», УЗГА, УОМЗ. Наиболее это заметно на примере Уральской передовой инженерной школы (УПИШ) — там предприятия-партнеры вкладывают собственные средства в подготовку высококвалифицированных инженерных кадров.

Кроме того, могу назвать целый ряд программ с нашим надежным партнером — компанией «СКБ Контур»: это и цифровая гуманитаристика, и фундаментальная информатика, и информационные технологии. Нельзя не отметить совместные программы с УЦСБ или «Сбером» — в области финтеха.

Студенты работают над проектами, проходят хакатоны, сессии по искусственному интеллекту. Список партнерских программ широк — мы привлекаем специалистов-практиков к образовательному процессу, к работе в государственных аттестационных комиссиях и над выпускными квалификационными работами студентов, вместе с компаниями разрабатываем практическую часть обучения, программы практик и стажировок, онлайн-курсов.

Также совместно с партнерами мы активно развиваем такие знаковые проекты, как «Время карьеры», «Инженерная реконструкция», «Пик IT». Их целью является развитие прямой связи «работодатель — студент». В ходе таких акций студенты получают четкие представления о рынке труда и требованиях со стороны работодателей.

— Как вы считаете, должен ли вуз отслеживать карьерный путь своих выпускников, анализировать динамику по трудоустройству?

— В поиске историй успеха вузу помогает ассоциация выпускников. У нее, замечу, широкая сеть зарубежных отделений. Мы не только отслеживаем карьерный путь выпускников, но и получаем от них обратную связь и вовлекаем их в образовательный и исследовательский процесс. 

— Сегодня УрФУ — один из самых многопрофильных университетов в стране, а также лидер по числу контрольных цифр приема в 2023 году. Какие преимущества, на ваш взгляд, это дает вашему вузу? Как классическим, многопрофильным университетам сегодня удается сохранять качество подготовки, имея в своем «портфеле» разные направления обучения?

— Мы гордимся тем, что являемся самым многопрофильным университетом страны с наибольшими возможностями для приема первокурсников. Это дает вузу возможность закрепиться в качестве одного из лидеров российский школы, абитуриентам — большой выбор программ, студентам — широкую междисциплинарность и шанс получить навыки в науке и технологических разработках: не только инженерных, но и естественнонаучных, и гуманитарных. В качестве примера назову наш исследовательский проект по благополучию человека, где в попытке создать систему определения субъективного уровня благополучия разных социальных групп объединились экономисты, психологи, социологи и демографы.

Важно, что большой классический университет, такой как наш, формирует критическое мышление и готовность учиться на протяжении всей жизни, что особенно важно в эпоху, когда технологии меняют нашу жизнь ежедневно. Кроме того, именно в вузе закладываются важные социальные связи, которыми человек пользуется всю жизнь — мы видим это на примере нашего активного сообщества выпускников.

Важнейший принцип, обеспечивающий конкурентоспособность образовательного процесса УрФУ, — практикоориентированность. Отсюда — масштабное использование форматов проектного обучения и сервисов работы с партнерами из реального сектора экономики. Управление проектами происходит посредством личного кабинета партнера. Мы гордимся этим новшеством, не имеющим аналогов в России. Через сервис ЛКП взаимодействие ведется с 950 партнерами, с которыми университет обеспечивает базы практик студентам, стажировки.

Продолжая тему цифрового образования, упомяну о федеральном проекте «Цифровая кафедра». Для бесплатного обучения дополнительным компетенциям в области программирования, обработки и анализа данных мы отобрали 2 598 обучающихся, планируем дальнейшее увеличение их числа. Наша задача — до 2030 года, если не раньше, совместно с промышленными партнерами охватить дополнительными цифровыми компетенциями всех наших студентов.

— На XI форуме «Будущее высшей школы» будет представлен рейтинг лучших вузов России RAEX-100, который входит в систему рейтингов «Три миссии университета». Какова значимость этого рейтинга сегодня для оценки вузов?

— Очевидно, что с самого начала система рейтингов «Три миссии университетов» задумывалась как инструмент сравнения не только наукометрических показателей и образовательных достижений вузов, но и оценки их вклада в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, и в этом его безусловное преимущество по сравнению со многими международными рейтингами. Поэтому мы ориентируемся на RAEX-100, понимая, что он позволяет нам оценить, в правильном ли направлении мы движемся, уточнить позиции среди других российских и мировых университетов и корректировать свою деятельность не для рейтинга, а для реализации той самой третьей миссии — чтобы роль вуза была более заметна. Мы благодарны создателям рейтинга за постоянство и качество работы с вузами!