«Один из важных вопросов высшей школы — возможность выбора студентом индивидуальной образовательной траектории»
Вадим Захаров, ректор УУНиТ
— Какой из нерешенных вопросов высшей школы России вы считаете на сегодня самым актуальным и важным для обсуждения и решения? Какие пути решения данного вопроса (проблемы) вы видите?
— На наш взгляд, одним из важных вопросов высшей школы является возможность выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории. В частности, с 2020 года обсуждается вопрос о переводе российской системы образования с системы «4+2» на «2+2+2». Новый подход позволяет дважды уточнить свою специальность во время обучения: сначала после 2 курса, а потом — после бакалавриата. Даже с учетом того, что в настоящее время начался процесс модернизации высшего образования, предполагающий внедрение «базового высшего образования», считаем, что возможность изменения траектории обучения или направления подготовки остается актуальной.
Вместе с тем до настоящего времени остался не решенным вопрос о механизме реализации этого порядка, когда вопрос идет о переводе на другое направление подготовки с сохранением бюджетного места. Например, студент, обучающийся по направлению подготовки прикладная информатика, решил после 2 курса перевестись на направление подготовки физика. Однако на новом направлении нет вакантных бюджетных мест, соответственно, он может перевестись только на платную форму обучения. Таким образом, в настоящее время нет нормативного правового акта, позволяющего поменять направление подготовки с сохранением бюджетного места. В нашем вузе мы предоставляем возможность смены направления подготовки за счет перевода на вакантные бюджетные места. При их отсутствии переводим студентов на платную форму обучения.
Кроме того, если разные образовательные программы относятся к одной укрупненной группе направлений и специальностей (УГСН), реализацию индивидуальных траекторий можно осуществить за счет приема студентов не на направления, а сразу на укрупненную группу и составить учебный план так, чтобы студенты первые два года осваивали общие предметы, а на третьем курсе имели возможность поменять направление подготовки с сохранением бюджетного места.
Механизм предоставления студенту возможности изменения — даже кардинального — своей образовательной траектории необходимо детально, многоаспектно проработать на уровне Минобрнауки и федеральных учебно-методических изменений. Наш вуз, в свою очередь, готов быть площадкой для отработки пилотных проектов новых образовательных программ такого типа.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще из ректоров прокомментировал вопрос, смотрите здесь.