Высокое качество высшего образования становится социально обусловленной привилегией
26 июня 2023 г. 17:20

Высокое качество высшего образования становится социально обусловленной привилегией

Тип материала: Новость
Регион: Москва

Исследование от НИУ ВШЭ

Малоимущие студенты часто выбирают менее престижные вузы или менее выгодные траектории обучения и, таким образом, постепенно выталкиваются из высшего образования. Об этом говорится в исследовании сотрудников лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ. 

Распределение высшего образования в большей степени зависит от выбора траекторий после основной школы, отмечают авторы исследования. Дети образованных и обеспеченных родителей после 9-го класса продолжают обучение в старшей школе, в 70 % случаев гарантируя себе место в вузе. Малоимущие подростки выбирают среднее профессиональное образование (СПО) для более быстрого входа во взрослую жизнь и трудовую сферу, а также подают документы в менее престижные вузы. Это приводит к ситуации двойного социального штрафа, образуя «ножницы высшего образования» и усиливая социальное неравенство.


52 %  рост за 20 лет доли подростков, которые выбирают СПО вместо старшей школы


На образовательные амбиции и на реальные возможности детей сильно влияет уровень образования и достатка родителей. Введение ЕГЭ, по мнению авторов исследования, позволило повысить образовательную мобильность, но не изменило ситуацию, когда обеспеченные семьи получают доступ к лучшему качеству обучения через репетиторов и дополнительные образовательные ресурсы.

При этом получение качественного высшего образования в большинстве случаев означает переезд в ограниченное число регионов, где сконцентрированы ведущие вузы. Позволить себе это могут как правило семьи с более высоким социальным статусом: в среднем только 30 % поступивших в вузы учатся не в том регионе, в котором они окончили школу.

Обеспеченные студенты чаще претендуют на ведущие университеты и выбирают востребованные, высокооплачиваемые специальности в экономике и управлении. Также более половины магистров в России относятся к семьям с высоким социально-экономическим статусом, которые воспринимают степень магистра как социальную норму и выгодную инвестицию в долгосрочной перспективе.

Таким образом, как отмечают авторы, увеличение количества мест в вузах не привело к уравниванию возможностей получить качественное высшее образование. Обучение в ведущих вузах и получение престижных профессий малодоступно для менее обеспеченных и образованных семей, жителей сельской местности и малых городов. Высокое качество высшего образования становится социально обусловленной привилегией.

Снизить неравенство в образовательных возможностях, по мнению авторов, могут помочь модернизация заочного образования, развитие образовательного кредитования и новых инструментов финансирования высшего образования, развитие ориентационных программ и карьерного консультирования для выпускников основной школы, перераспределение бюджетных мест в пользу региональных университетов. Кроме того, отмечается, что обеспечение равенства образовательных возможностей должно стать четвертой миссией университетов.

ФОТО: unsplash.com