«В фокусе внимания должно находиться качество образовательных программ, их наполнение и практическая составляющая»
6 июня 2023 г. 12:30

«В фокусе внимания должно находиться качество образовательных программ, их наполнение и практическая составляющая»

Тип материала: Мнение
Регион: Московская область

Интервью с Ириной Кокоевой, и. о. ректора Государственного университета просвещения

В Москве 7 июня пройдет XI международный форум вузов «Будущее высшей школы». Проект реализуется рейтинговым консорциумом RAEX (рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика», Ассоциация составителей рейтингов, оператор данных РАЭКС и др.) в тесном сотрудничестве с академическим сообществом при поддержке Российского Союза ректоров.

Основные вопросы, которые прозвучат в рамках форума, редакция сайта РСР обсудила с и. о. ректора Государственного университета просвещения Ириной Кокоевой.

— Ирина Александровна, сегодня ведется активное обсуждение предстоящих реформ в системе высшего образования. Какому аспекту, на ваш взгляд, стоит уделить особое внимание в этом обсуждении? Что важно не потерять при переходе на новую модель образования?

— Государственный университет просвещения поддерживает реформу высшего образования, которая направлена на создание практикоориентированных программ обучения, обеспечивающих студентов необходимыми компетенциями и навыками для работы по профессии уже при получении базового высшего образования. Важным аспектом является сохранение и повышение качества образования, чтобы выпускники были готовы к современным требованиям рынка труда.

— В ходе обсуждения реформ поднимается также вопрос о длительности обучения будущих педагогов. В частности, президент РАО Ольга Васильева заявила, что нужно возвращать программы специалитета в вузы, которые готовят будущих учителей. Как вы считаете, действительно ли нужно увеличить срок обучения студентов, получающих педагогическое образование?

 При обсуждении реформы образования большое внимание уделяется продолжительности обучения, однако, на мой взгляд, в фокусе внимания должно находиться качество образовательных программ, их наполнение, практическая составляющая, применение современных технологий. Срок обучения может варьироваться от 4 до 6 лет в соответствии с выбранной образовательной траекторией. Возврат к длинным программам возможен, например, при выборе обучения по двум профилям подготовки, как наиболее востребованный для школ вариант.

— Развитие технологий, в том числе цифровых, изменения в экономике и социальной сфере непосредственно влияют на рынок труда. На ваш взгляд, изменились ли за последние 5-10 лет требования работодателей к выпускникам? Какими качествами должен сегодня обладать востребованный специалист?

— Сегодня востребованный специалист должен обладать не только техническими знаниями, но и мягкими навыками, такими как коммуникабельность, лидерство, умение работать в команде и быстро адаптироваться к новым условиям. Кроме того, специалисты должны владеть цифровыми компетенциями и уметь применять их на практике. Умение программировать, работать с базами данных становятся все более важными навыками во многих сферах. Кроме того, работодатели ожидают от выпускников готовности к обучению и саморазвитию, так как технологии и требования на рынке труда постоянно меняются. Мы работаем над тем, чтобы наши выпускники были гибкими, адаптивными и обладали навыками, необходимыми для работы в условиях быстро меняющегося мира.

— Сегодня в работу и в повседневную жизнь людей активно внедряются цифровые технологии, технологии искусственного интеллекта. Чтобы быть успешным специалистом, желательно быть технически подкованным, причем неважно, техническое или гуманитарное у тебя образование. А насколько активно сегодня технологии внедряются в гуманитарное образование?

— Технологии, в том числе цифровые и искусственного интеллекта, непосредственно влияют на образование, в том числе и на гуманитарное образование. 

Сегодня многие университеты и школы внедряют цифровые технологии и средства коммуникации, например: электронные учебники, онлайн-курсы, видеолекции и вебинары. Применение этих и других цифровых инструментов помогает повысить качество образования, в том числе гуманитарного. Безусловно, технологии делают учебный процесс интерактивным и более динамичным. С помощью интерактивных технологий мы создаем онлайн-курсы, которые позволяют студентам учиться в удобном для них темпе и месте. Кроме того, электронные учебники и интерактивные платформы в большинстве случаев содержат дополнительные материалы для обучения, например: видеоролики, инфографику, графики и диаграммы, которые помогают визуализировать информацию и лучше усвоить учебный материал.

Технологии мы также используем для сотрудничества и обмена знаниями между студентами и преподавателями. Например, онлайн-форумы, чаты и сообщества социальных сетей помогают студентам общаться с преподавателями и другими студентами, делиться знаниями и идеями.

В целом цифровые технологии помогают сохранить интерес студентов к гуманитарному образованию, сделать его более доступным и эффективным. Модернизация учебных программ и использование новых технологий также помогают подготовить выпускников к новым вызовам и изменениям в бизнес-среде и социальной сфере.

— В Госдуму был недавно внесен законопроект, предлагающий введение обязательной трехлетней отработки по специальности для всех учившихся на бюджете выпускников. Однако он уже был раскритикован, в частности было отмечено, что если в кадрах действительно есть значительная потребность, то можно открывать целевой набор. А как вы считаете, действительно ли целевое обучение эффективно в решении кадрового голода в определенных областях экономики, особенно по отношению к школьным учителям?

— Целевое обучение — более гибкий инструмент, позволяющий эффективно решать проблему нехватки кадров. При этом сотрудничество в рамках целевой подготовки специалистов выгодно для всех участников и в конечном итоге приведет к повышению качества образования и квалификации выпускников.

Государство получает возможность планировать и осуществлять контроль потребностей в квалифицированных сотрудниках, для школ будет обеспечен непрерывный кадровый поток, студента заключение договора стимулирует на более серьезное отношение к обучению и на более глубокое изучение предметов, связанных с будущей работой в школе.

— В целом, как вы считаете, должен ли вуз отслеживать карьерный путь своих выпускников, анализировать динамику по трудоустройству?

— Анализ динамики трудоустройства выпускников вузу жизненно необходим. Во-первых, это вопрос конкурентоспособности основных образовательных программ университета. Если выпускники образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры идут работать в области, прямо или косвенно связанные с полученным образованием, — это успех. Это говорит о том, что образовательная программа дает нашим выпускникам необходимые профессиональные навыки и мы можем своими выпускниками утолить кадровые потребности региона.

Если ситуация обратная, то причина может крыться или в низком качестве образовательной деятельности, или в несоответствии образовательной программы вызовам современности. Тогда университету необходимо предпринимать меры по повышению качества образования.

Во-вторых, отслеживание карьерного пути выпускника и поддержка связи с ним открывают возможности для стратегического партнерства университета и выпускника. Выпускник и его работодатель могут выступать в качестве кадровых партнеров университета, базы практики и стажировки. Если наш выпускник становится профи в своем деле, мы получаем возможность приглашать его в качестве эксперта или наставника в наши внутренние университетские проекты для студентов. Данные мероприятия позитивно влияют на преемственность поколений внутри университета.

— На XI форуме «Будущее высшей школы» будет представлен рейтинг лучших вузов России RAEX-100, который входит в систему рейтингов «Три миссии университета». Какова значимость этого рейтинга сегодня для оценки вузов?

— Участие в рейтинге лучших вузов RAEX — важнейший маркетинговый фактор для любого университета. В этом году в рейтинге ТОП-100 лучших вузов России мы участвуем уже 5-й раз. Позиция вуза в рейтинге помогает студентам и их родителям выбрать место для получения высшего образования, помогает работодателям оценить качество выпускников. По результатам рейтингования у нас в вузе ежегодно проводится большая аналитическая работа для изучения наших конкурентных преимуществ и планирования основных векторов развития университета.