Бизнес-образование: смена вектора с запада на восток
14 сентября 2023 г. 16:14

Бизнес-образование: смена вектора с запада на восток

Тип материала: Мнение
Регион: Москва

Ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова Иван Лобанов

Ректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Иван Лобанов рассказал сайту Российского Союза ректоров о смене вектора бизнес-образования на Восток:

— Основополагающей ценностью Российского экономического университета всегда являлось качество высшего образования. А образование только тогда будет качественным, когда оно не замыкается само на себя, когда оно не образует некий клуб для избранных, а оперативно отвечает требованиям окружающего мира, текущей обстановке. Сейчас идет постоянное смещение всей бизнес-активности в сторону Юго-Восточного региона. Экономики Китая и Индии в совокупности выходят на первые места по сравнению со странами коллективного Запада. И роль Юго-Восточной Азии в мировой экономике будет продолжать расти. При этом всё больше западных компаний перемещают свои производственные и интеллектуальные мощности в этот регион, и уже сейчас Сингапур и Гонконг можно назвать столицами транснациональных корпораций. Колоссальный объем бизнес-активности также связан с деятельностью стран ОПЕК+, а это не только Ближний Восток, но и страны Африки. То есть сейчас происходит общемировое, я бы даже сказал, цивилизационное смещение активности человечества с Запада на Восток. И России, стране, которая находится ровно посередине не только оси «Запад-Восток», но и оси «глобальный Север – глобальный Юг», выпадает уникальный шанс стать проводником и посредником между идеями западного и восточного взглядов на экономику, социальную и культурную жизнь.

А это невозможно без изменения, по крайней мере, содержимого учебных программ и курсов российских вузов в сторону требований, принятых в культурной и образовательной традиции восточных стран. В глобальном масштабе перед российским высшим образованием стоят задачи отказа от положений западно ориентированной Болонской конвенции и перехода на новую систему квалификаций, дифференциации сроков обучения по различным направлениям подготовки. Будет изменяться сама национальная система высшего образования. Первоочередными целями подготовки кадров, конечно же, останутся задачи достижения научно-технологического суверенитета страны, но мы не должны замыкаться на себе. Безусловно, двухуровневая система бакалавриата и магистратуры в Российском экономическом университете на текущий момент соответствует требованиям рынка труда по экономическим направлениям в нашей стране. Но все же необходимо учесть и то, что образовательные программы по ключевым экономическим специальностям должны также обладать высокой адаптивностью и конкурентоспособностью на мировом и, прежде всего, азиатском рынке.

Ошибкой было бы говорить, что мы совершили резкий разворот в сторону Востока именно сейчас, в условиях беспрецедентного внешнего политического давления с Запада. Университеты России и СССР десятилетиями вели масштабную подготовку студентов из Африки, Китая, Вьетнама, Индии и других стран. Уже много лет Российский экономический университет активно работает с восточными вузами-партнерами по программам студенческих обменов и двойных дипломов: только в Китайской Народной Республике у нас заключены договоры с 14 университетами, в том числе с Бизнес-школой Пекинского университета HSBC. Мы сотрудничаем с Международным университетом в Бейруте (Ливан), с тремя университетами в Республике Корея, в том числе с Международной школой бизнеса «Солбридж» Университета Усонг, работаем с университетами в Сирии и Таиланде. Сегодня в Российском экономическом университете обучается свыше 1,5 тыс. иностранных студентов более чем из 70 стран мира. На подготовительной программе РЭУ учатся студенты из Вьетнама, Китая, Таджикистана, Ирана, Индии, Шри-Ланки, Алжира, Бурунди, Марокко, Конго, Колумбии, Венесуэлы, Афганистана, Индонезии, Монголии, Сирии, Боливии и других стран. Как видите, у нас многолетние обширные связи со странами Востока и Африки. Несмотря на то, что в названии нашего университета есть слово «экономический», университет давно не столь узко-специализирован. Университет развивает такие востребованные на международном рынке образования направления, как информационные технологии, химия, климат и экология, социальное развитие, а также научно-технологическое лидерство.

В этом году у нас ведутся работы по открытию филиала в Объединенных Арабских Эмиратах и в Дубае. Мы согласовали и лицензировали с правительством ОАЭ две бакалаврские программы в области корпоративных финансов и маркетинга и две магистерские программы в области международных корпоративных финансов и цифрового бизнеса. К 2025 году мы планируем открыть три дополнительных магистерских программы и запустить три исследовательские лаборатории, которые будут работать в кооперации с арабскими учеными над проблемами экологии. Преподавание в филиале будут вести наша профессура и привлеченные зарубежные ученые. Так что востребованность нашего образования на Востоке и в странах Африки весьма велика.

А вот доля студентов из стран Западной Европы и Америки и в России, и в Советском Союзе была всегда ничтожно мала. Даже страны Восточной Европы традиционно рассматривали в качестве приоритетных отнюдь не российские вузы. Дипломы российских вузов, несмотря на все усилия соответствующих министерств, весьма неохотно принимали для прохождения процедуры нострификации на Западе. Безусловно, высшее образование в Европе и Америке, можно сказать, блестящее, но надо понимать, что там практически последнюю сотню лет продолжается стадия зрелости, стадия плато в развитии. И что последует за этим плато — либо вымирание, либо новое развитие — пока не ясно. Когда мы говорим о блестящем западном образовании, то имеем в виду флагманы: Гарвард, Оксфорд, Кембридж, MIT и другие, но это элитные учебные заведения. А общий уровень массовых середнячков, разных колледжей и частных учебных заведений, не так уж и высок, часто не превышает уровень какого-нибудь среднего российского ссуза.

А в Азиатском регионе сейчас из-за бурного роста экономики происходит просто экспоненциальный рост качества и востребованности образования. Китайские университеты уверенно входят в топы всех образовательных рейтингов, при этом они ведут себя на рынке образования очень агрессивно, активно борются за абитуриентов, при внушительной государственной поддержке и с помощью серьезного централизованного финансирования продвигают свои бренды, а в итоге — свое видение последующего мирового устройства.

Поэтому продвижение собственных образовательных брендов на Восток — это не только дополнительный доход вузов как в некотором роде коммерческих организаций, но и инструмент, позволяющий заявить о России как о мощном интеллектуальном и культурном центре мира.