Студентам вузов нужен новый тип мышления для работы с ИИ
14 сентября 2023 г. 15:03

Студентам вузов нужен новый тип мышления для работы с ИИ

Тип материала: Новость
Регион: Санкт-Петербург

Исследование от социологов СПбГУ

Для роста успеваемости студентов вузов необходимо развивать у них компьютерное мышление, оно поможет будущим специалистам  эффективно работать с и скусственным интеллектом (ИИ), понимая логику и специфику взаимодействия человека и интеллектуальных машин.  К такому выводу пришли социологи Санкт-Петербургского государственного университета. Они  провели исследование использования генераторов текста на основе ИИ в сфере высшего образования, сообщает пресс-служба вуза.

В СПбГУ отмечают, что сегодня    генеративные нейронные сети, способные создавать различные виды информации (от текстов и изображений до музыки и речи), внедряются практически во все сферы жизни человека, в том числе в сферу образования. В некоторых российских вузах ИИ-инструменты используются для создания простых учебных заданий или для прогнозирования успеваемости обучающихся, а сами студенты уже применяют нейросети, например, для редактирования текстов рефератов и даже для написания диплома.

При этом потенциал применения  таких технологий в высшем образовании еще шире. Изучая иностранные языки, студенты с помощью нейросетей могут практиковать свои разговорные навыки и учить новые слова. Нейросети могут генерировать темы, идеи, планы для эссе и исследовательских работ. Подобные алгоритмы также можно использовать для оценки других работ, созданных с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые СПбГУ Андрей Резаев и Наталья Трегубова проанализировали ряд научных публикаций ученых из разных стран об использовании текстовых генераторов на основе нейросетей (ChatGPT) в высшем образовании. Они выделили пять ключевых областей, в которых, по мнению социологов, вероятнее всего ИИ будет использоваться всё чаще. Среди них — аккредитация и лицензирование высшего образования (автоматизация подготовки справок и отчетов), зачисление студентов (подготовка ответов на повторяющиеся вопросы абитуриентов), преподавание и обучение (помощь в создании учебных планов и пособий), оценка эффективности работы вуза, а также создание персональных траекторий обучения для студентов.

Также ученые обращают внимание на практики развития и обучения так называемому вычислительному / компьютерному мышлению (computational thinking). Оно, как отмечают социологи, необходимо будущим специалистам для того, чтобы понимать логику и специфику взаимодействия человек — компьютер / алгоритм, особенно в ситуациях, когда происходят технические сбои машины.

Кроме того, как отмечают социологи СПбГУ, активное и повсеместное применения ИИ — повод задуматься о том, чтобы пересмотреть существующую технологию оценки полученных знаний в процессе образования и, возможно, дополнить ее новыми критериями, которыми могли бы воспользоваться преподаватели для оценки письменных и устных ответов студентов.

При этом нельзя игнорировать проблемы, неизбежно возникающие при активном применении ИИ в образовании: угрозу академической честности, плагиат и его выявление, генерацию лживой информации, поверхностность создаваемых текстов и пристрастность алгоритмов. С этими вопросами всем участникам сферы образования еще предстоит разобраться, чтобы установить необходимые границы для использования нейросетей. Все же, как отмечает Наталья Трегубова, ИИ вполне может стать хорошим помощником для преподавателя, но никогда полностью не заменит его функций.

«Думаю, что ИИ через некоторое (совсем недолгое) время сможет выполнять работу инструктора, то есть возьмет на себя функции передачи информации и проверки ее усвоения. Но ИИ никогда не сможет быть научным руководителем, потому что научный руководитель позволяет тому, кем он руководит, увидеть тему, проблему (а в конечном счете и самого себя) по-другому, из некоторой иной перспективы. ИИ никогда такую перспективу не даст, поскольку ею просто не обладает. ИИ не имеет собственного взгляда на жизнь и на мир, он лишь обобщает суждения и действия множества людей, создавших данные, на которых он учится», — подчеркнула Наталья Трегубова.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Высшее образование в России.