Вузам России нужно развивать присутствие в зарубежном интернет-пространстве
Это необходимо для повышения интереса со стороны иностранных абитуриентов
Имидж российского образования в Китае и Индии сформирован не в полной мере: необходимы системные усилия по укреплению репутации, включающие серьезную работу по позиционированию в интернет-пространстве, заявляют в Российском совете по международным делам (РСМД).
В статье руководителя программного отдела РСМД Елены Карпинской говорится, что в 2023 году было проведено исследование, посвященное вопросам присутствия российских университетов в зарубежном интернет-пространстве. В ходе исследования были опрошены 3,2 тыс. китайских и 1,5 тыс. индийских студентов разных ступеней образования, обучающихся в российских вузах различных регионов страны.
Так, индийские студенты на вопрос, какие факторы имели для них наибольшее значение при выборе обучения в России, выделили:
- возможность освоения образовательной программы на английском языке (49 %),
- высокий уровень безопасности и комфортных условий проживания (39 %),
- доступную стоимость образования (38 %).
Китайские студенты больше всего ценят:
- высокое качество российского образования (46 %),
- признание российских дипломов в стране проживания (45 %),
- доступную стоимость образования (43 %).
Наиболее значимыми факторами при выборе российского вуза для большинства студентов из Индии были:
- расположение вуза (44 %),
- наличие конкретной образовательной программы (40 %),
- доступная стоимость образования и проживания (39 %),
- хорошо развитая научно-исследовательская инфраструктура (37 %),
- предоставление университетом доступа к онлайн-курсам (36 %),
- активная социальная жизнь (35 %).
Для китайских студентов:
- доступная стоимость образования и проживания (50 %),
- наличие конкретной образовательной программы (46 %),
- возможность успешного трудоустройства после окончания вуза (45 %),
- подробная информации о порядке подготовки необходимых документов (43 %),
- хорошо развитая научно-исследовательская инфраструктура (42 %),
- позиция университета в мировых рейтингах (41 %),
- предоставление университетом доступа к онлайн курсам (40 %).
В РСМД подчеркивают, что исходя из полученных данных, российским университетам при выстраивании стратегий привлечения иностранных студентов в вуз стоит обратить внимание на то, насколько полно у них представлена информация об образовательных программах, о стоимости обучения и проживания, порядке подготовки необходимых для поступления документов, сделать доступной информацию о возможностях трудоустройства, о научно-исследовательской инфраструктуре и доступных онлайн-курсах.
Согласно опросу, в основном китайские и индийские студенты узнали о российском университете, в котором обучаются на данный момент, от своих знакомых, друзей и родственников (43 % и 43 % соответственно). Для китайских студентов другим важным источником информации является национальное Министерство образования (13 %), для индийских студентов существенную роль играют агрегированные порталы (Education in Russia/Study in Russia) (22 %), сайт российского высшего учебного заведения (16 %), СМИ (16 %), мировые рейтинги университетов (13 %).
В меньшей степени китайские студенты узнают о российских университетах через сайт российского университета (4 %), из аккаунтов российских вузов в социальных сетях (1%) и через агрегированные порталы (3%).
И для китайских, и для индийских студентов наименьшую роль играют школа/университет, где ранее обучались (3 % и 5 % соответственно), сайт Русского дома (Россотрудничество) (1 % и 2 % соответственно).
«О чем это говорит? О том, что российские вузы в очень незначительной мере представлены в цифровом пространстве Китая и Индии; русскоязычные сайты российских вузов (на которые в большей степени ориентируются студенты из Китая) не адаптированы под потребности иностранных студентов; на недостаточном уровне развиты или совсем не задействуются цифровые каналы международного продвижения и коммуникаций, включая агрегированные порталы, сайты университетов, социальные сети, СМИ, сайты российских представительств (Россотрудничества) и прочее», — отмечают в РСМД.
Из наиболее часто встречающихся проблем при поиске информации на сайте российского вуза студенты из Индии и Китая отметили отсутствие информации о стажировках и практиках, отсутствие информации о возможностях трудоустройства по завершении обучения, отсутствие описания периода пребывания абитуриента в университете в период поступления (проживание, питание, схема кампуса), отсутствие удобной навигации и другие.