«Острота дефицита кадров связана в большей степени с недостатком учителей-предметников»
Мария Холина, ректор КГПУ им. В. П. Астафьева
— По данным вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, в России сейчас не хватает порядка 11 тыс. учителей. Согласно подсчетам информагентства ТАСС, дефицит педагогических кадров в большинстве регионов РФ составляет от менее 1 % до 10 %, в среднем по стране он не превышает 3,7 %. А какая доля студентов, окончивших ваш вуз, пошла работать по специальности? Можно ли выявить здесь какую-либо «предметную» специфику?
— Наш университет готовит кадры для системы образования более 90 лет. Во все времена, как и сегодня, выпускники КГПУ им. В. П. Астафьева востребованы, а сам университет остается основной кузницей педагогических кадров в первую очередь для Красноярского края, Республик Хакасии, Тывы, других сибирских регионов.
В 2023 году 83 % выпускников университета от общего количества студентов, завершивших обучение, трудоустроились сразу после выпуска. При этом исключительно по профилю программы обучения трудоустроились более 60 %. Более того, учитывая сохраняющуюся потребность в педагогических кадрах в регионе, некоторые выпускники занимают имеющиеся вакансии в школах не только по своей специальности, но и по другим сопутствующим педагогическим должностям.
Острота дефицита кадров связана в большей степени с недостатком учителей-предметников. Так, по Красноярскому краю, согласно сводному статистическому отчету на начало 2023/2024 учебного года, это 53 % от общего числа вакансий. Наиболее дефицитными являются учителя математики, русского и иностранного языков, физики. Отсюда и востребованность наших студентов выпускных курсов, которые уже могут работать по специальности в школах. Так, в текущем году 734 студента последних курсов уже работают в школах учителями математики, физики, биологии, химии, русского языка, иностранного языка, начальных классов, истории и обществознания и других предметов, совмещая работу и учебу.
В приемную кампанию 2023 года мы приняли в университет 73 абитуриента, которые закончили психолого-педагогические классы (ППК), созданные в школах региона. Еще 50 выпускников наших ППК поступили в другие вузы и колледжи российских городов по педагогическим направлениям подготовки. Таким образом, более 50 % выпускников ППК сделали свой осознанный профессиональный выбор, связав жизнь с педагогическим образованием.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о том, сколько выпускников педвузов идут работать по профессии, смотрите здесь.