«Педагогические направления с двумя профилями подготовки наиболее востребованы в последние 10 лет»
20 февраля 2024 г. 10:00

«Педагогические направления с двумя профилями подготовки наиболее востребованы в последние 10 лет»

Тип материала: Мнение
Регион: Тюменская область

Владислав Засыпкин, ректор Сургутского государственного педагогического университета

— По данным вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, в России сейчас не хватает порядка 11 тыс. учителей. Согласно подсчетам информагентства ТАСС, дефицит педагогических кадров в большинстве регионов РФ составляет от менее 1 % до 10 %, в среднем по стране он не превышает 3,7 %. А какая доля студентов, окончивших ваш вуз, пошла работать по специальности? Можно ли выявить здесь какую-либо «предметную» специфику?

— За последние 10 лет Сургутский государственный педагогический университет по педагогическим направлениям подготовки окончили 1 958 студентов, из которых 77,2 % трудоустроены по специальности.

Наиболее востребованными специальностями за последние 10 лет в основном являются педагогические направления с двумя профилями подготовки:

  • «Педагогическое образование (направленность История и Обществознание)»,
  • «Педагогическое образование (направленность Русский язык и Литература)», 
  • «Педагогическое образование (Математика и Информатика)», 
  • «Педагогическое образование (направленность Иностранный язык)»,
  • «Специальное (дефектологическое) образование». 

Высокие показатели трудоустройства по перечисленным специальностям связаны с большим спросом на рынке труда, большим количеством рабочих мест, востребованностью специальности как в частных, так и в государственных учреждениях, а также личная мотивация обучающихся на работу по специальности. Важно отметить, что наиболее высокий показатель (100 %) выявлен по специальности «Педагогическое образование (Математика и Информатика)» ввиду растущей зависимости от технологий в эпоху цифровизации общества. 

Менее востребованными специальностями на протяжении 10 лет были следующие направления подготовки:

  • «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура»,
  • «Педагогическое образование (направленность Основы безопасной жизнедеятельности)»,
  • «Педагогическое образование (направленность Основы безопасной жизнедеятельности и Дополнительное образование)». 

Причинами такой статистики являются невостребованность вакансий по данным направлениям на рынке труда, а также уход в армию большого количества выпускников мужского пола.

В некоторых направлениях отмечается волнообразный характер трудоустройства по направлению подготовки:

  • «Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство)»,
  • «Психолого-педагогическое образование»,
  • Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование и Дополнительное образование)», 
  • Педагогическое образование (направленность Математика и Начальное образование)».

Такая ситуация связана с рядом факторов: продолжение обучения по программам магистратуры некоторых студентов, уход в армию или в декрет, нестабильность вакансий на рынке труда.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о том, сколько выпускников педвузов идут работать по профессии, смотрите здесь.