«В условиях роста наукоёмкости и капиталоёмкости технологий основной движущей силой должны стать команды»
Михаил Гордин, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана
— Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии по развитию вузов, обеспечивающих подготовку инженерных кадров, 10 января 2024 года отметил: «Крупнейшие университеты первыми должны измениться, чтобы в полной мере соответствовать современным вызовам, которые сейчас стоят перед нашей страной. И для этого необходимо переформатировать их основные направления работы, скорректировать принципы организации как образовательных программ, так и научных изысканий и разработок, и обновить кадровую политику, прежде всего в части формирования преподавательского состава». Премьер-министр отметил, что для снижения зависимости от иностранных компонентов и оборудования было запущено несколько проектов для развития собственных производств: от станкостроения до развития авиатехники, фармацевтики и других.
Какие изменения в направлении, обозначенном главой правительства, вы считаете для своего вуза первоочередными? Расскажите, пожалуйста, об этих изменениях.
— Бауманка — это системообразующий вуз в области воспитания высококвалифицированных инженерных кадров и организации передовых инженерных разработок. В ответ на вызовы времени, обусловленные попыткой технологической блокады России, мы должны перестроить процессы нашей работы, чтобы стать университетом полного инновационного цикла, обеспечить бесшовную интеграцию университета в научно-технологическую повестку государства, обеспечить паритет с зарубежными странами в области критических технологий, а в перспективе — лидерство в сквозных технологиях.
Первоочередные изменения мы представили в своей Стратегии развития до 2030 года. В инженерном образовании — это переход к созданию инженерных команд «в один такт» по длинным программам. В условиях роста наукоёмкости и капиталоёмкости технологий основной движущей силой должны стать команды, объединяющие специалистов различных профилей — исследователей, разработчиков, предпринимателей и готовые включаться в работу сразу, без раскачки.
В исследованиях и разработках — создание междисциплинарных кластеров в партнерстве с технологическим компаниями-лидерами по критическим и сквозным технологиям.
В кадровом развитии — новая модель деятельности преподавателей, объединяющая образование, науку и бизнес, переход к стратегическому кадровому планированию. В цифровом развитии — новая платформа для управления на основе данных с использованием технологий ИИ.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Какие еще темы прокомментировали ранее руководители вузов:
Сколько выпускников медвузов идут работать по профессии?
Ректоры поздравляют с Днем студента
Какие образовательные программы реализуются в вузах в сфере ИИ?
Все выпуски проекта #ВопросРектору2 с комментариями собраны в специальном разделе