«Искусственный интеллект — это данность, с которой надо уметь правильно обращаться»
Интервью с ректором РосНОУ Владимиром Зерновым
Ректор Российского нового университета Владимир Зернов в интервью пресс-службе вуза рассказал о правилах использования искусственного интеллекта при подготовке студенческих выпускных квалификационных работ.
— Чтобы не допустить к защите квалификационные работы, написанные не самими студентами, а нейросетями, по их заказу, мы в конце февраля приняли два локально-нормативных акта, которые регулируют вопрос использования искусственного интеллекта в этом процессе. Научные руководители, преподаватели, руководители наших институтов и сами студенты поставлены перед фактом: если система «Антиплагиат», которой мы пользуемся, обнаружит в представленном материале незаконные заимствования, эти фрагменты будут исключены из всего текста работы. А студент получит доступ к защите лишь при условии, что его работа соответствует требованиям самостоятельно написанного текста. В связи с этим я прошу всех студентов, чтобы они внимательно изучили эти акты, получили консультации руководителей работ. Иначе есть риск оказаться в ситуации, когда из Интернета будут взяты те или иные цифры, цитаты, а автора обвинят в незаконных заимствованиях.
— Владимир Алексеевич, значит ли это, что при подготовке работ студенту теперь не рекомендовано брать что-либо из Глобальной сети, и всё он должен писать самостоятельно, опираясь на печатные источники?
— Нет, конечно же. Интернет, искусственный интеллект, нейросети — данность, в которой мы существуем и с которой надо уметь правильно обращаться. Просто при поиске нужной информации следует проверять и перепроверять каждую цифру, каждый факт, грамотно оформлять цитаты и не злоупотреблять заимствованиями. И если система «Антиплагиат» определит, что в вашей работе содержится больше заимствований, чем допускается установленными нормами, ее просто не допустят даже до предзащиты. То есть работу даже нельзя будет загрузить на портал, система заблокирует такую попытку.
— Насколько мне известно, сегодня нейросети помогают не только найти информацию и сгенерировать текст на заданную тему, но и замаскировать подобные заимствования, используя целый ряд хитростей. Как быть с этим?
— Действительно, это так. Я бы сказал, что сегодня идет битва интеллектов, причем одновременно нескольких. Один, искусственный, генерирует текст, другой его маскирует, третий выявляет, а четвертый, человеческий, пытается контролировать всё это. Но ведь всем понятно — нельзя пускать процесс на самотек, необходимо развивать средства, способные противостоять незаконным попыткам обмануть нас. К сожалению, универсальных решений этой проблемы пока не существует, кроме того, головные ведомства до сих пор занимают выжидательную позицию, от них не поступало никаких распоряжений и рекомендаций. Поэтому каждый вуз сегодня пытается выйти из положения своими силами. Нам в этом плане легче, мы, как негосударственная образовательная организация, можем себе позволить смелые шаги.
— Вы имеете в виду недопуск студентов до предзащиты на основании вердикта «Антиплагиата»?
— Я бы сказал так: «не «Антиплагиатом» единственным жив человек». В том смысле, что решение всё равно принимает кафедра, коллективно, тщательно и детально изучив предоставленный студентом материал. И вердикт выносят на основании выводов, сделанных научным руководителем, рецензентом, а если понадобится — независимыми экспертами. Вполне допускаю ситуацию, когда «Антиплагиат» укажет на недопустимое количество заимствований, однако комиссия всё-таки допустит работу, поскольку будет уверена: студент в самом деле владеет материалом и разбирается в теме.
— А может быть, поступить иначе? Ну, представил человек работу, созданную для него нейросетью, так ведь если он не владеет этим материалом, государственная комиссия же легко может вывести его на чистую воду, задав всего несколько вопросов.
— Увы, не получится. Когда идет защита выпускной квалификационной работы, у государственной комиссии есть примерно 10 минут на то, чтобы всё выслушать, и еще столько же, чтобы задать несколько вопросов. Поверьте, этого слишком мало. Студент может очень хорошо выучить тот, материал, которые ему подготовила нейросеть, и отчитаться по работе. За исключением случаев, если он ее даже не читал.
— Так что же прикажете делать, если искусственный интеллект способен формировать достаточно сложные структуры не хуже среднестатистического студента?
— Если честно, я бы вообще отказался от защиты квалификационных работ, в которых содержится масса текстовой информации. И заменил бы их либо обычными экзаменами (по билетам, как раньше), либо дипломным проектом, либо творческими задачами. В любом случае, человеку придется в диалоге объяснять, что он делал, почему использовал именно такие средства и как достиг результата. Пока же защита работы — это, в основном, монолог.
— Есть задачи — есть и задачники, а к ним — решебники, с готовыми ответами…
— А тут уже всё зависит от целеполагания. Если нам нужно просто научить человека решать определенный тип задач, решебники могут быть полезны. Если важно выработать самостоятельный стиль и способ мышления, они вредят, поскольку предлагают готовые варианты и способы решений, что мешает творческому развитию. А если для нас главное — найти ответ для решения острых и злободневных задач, тут уже пригодятся любые средства — и нейросети, и искусственный интеллект, и решебники, и собственные оригинальные варианты.
— И последнее. Владимир Алексеевич, а какова судьба тех студентов, в чьих работах «Антиплагиат» обнаружил слишком большое количество незаконных заимствований?
— Если это обнаружится «на дальних подступах» к защите, у учащихся будет время, чтобы всё исправить и переделать. Но если они дотянули до последнего, и сдали работу непосредственно в самый последний момент, тут, увы, уже ничего не поделаешь, это законный повод для отчисления.
Текст подготовлен пресс-службой РосНОУ