Более 40 % студентов используют технологии ИИ в учебе
Исследование от НИУ ВШЭ
Более 40 % российских студентов используют технологии искусственного интеллекта (ИИ) в учебе. Таковы результаты исследования отношения учащихся вузов к современным технологиям на базе ИИ на программах бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также колледжей и профессиональных училищ, проведенного онлайн-кампусом НИУ ВШЭ. В опросе приняли участие 1 382 респондента в возрасте от 18 лет, проживающих в российских городах-миллионниках, сообщает пресс-служба вуза.
Согласно результатам опроса, 43 % студентов уже используют различные технологии ИИ в образовательных целях, а 30 % слышали про возможности генеративных моделей, но пока что не применяли их. При этом большинство (52 %) опрошенных заявили, что готовы доверить искусственному интеллекту подготовку материалов, которые в дальнейшем будет проверять преподаватель.
По мнению респондентов технологии могут облегчить поиск источников и данных для курсовых и лабораторных работ (31 %), сверстать и обработать изображения (28 %), а также помочь в решении различных учебных задач (24 %). Молодые люди готовы задействовать ИИ для подготовки докладов (56 %), рефератов (33 %) и эссе (29 %). Однако речь идет о частичном задействовании ИИ в подготовке студенческих работ: так 42 % студентов отметили, что доля участия генеративных моделей в итоговом результате будет составлять 20-40 %, а 32 % респондентов отведут для них 40-60 %.
В список топ-инструментов среди студенческого сообщества вошли YandexGPT (54 %), боты в Telegram на основе нейросетей (47 %), Шедеврум (35 %).
При этом студенты очень аккуратно относятся к данным от ИИ. 50 % респондентов отметили, что такой информации можно доверять только при условии фактчекинга. Так, 52 % для проверки данных запрашивают у ИИ ссылки на источники, 18 % проверяют каждое предложение от нейросетей на соответствие действительности, а 16 % сверяют только цифры, даты, места событий. Кроме того, опрошенные считают, что, в целом, любую информацию, полученную из интернета, необходимо воспринимать критически и перепроверять данные (37 %), а 22 % доверяют информации только из авторитетных источников.
Участники опроса отметили, что в учебных заведениях, в большинстве своем, спокойно реагируют на то, что студенты применяют современные технологии в образовательных целях. 37 % респондентов никогда не сталкивались с критикой от преподавателей из-за использования ИИ, 21 % — всего несколько раз, а 16 % часто встречали неодобрение. При этом 13 % отметили, что преподаватели поощряли подобное использование технологий. Также 42 % студентов отметили, что и сами наставники начинают внедрять нейросети в свою практику.
Несмотря на то, что ИИ уже активно применяется в образовательном процессе, 29 % студентов все же не готовы использовать технологии в ходе экзамена, даже если преподаватель дал бы на это разрешение. Между тем, 19 % опрошенных воспользовались бы генеративными моделями только для проверки своих ответов, 18 % прибегли бы к такой возможности, а 17 % поделились, что это им бы мешало сконцентрироваться на заданиях, остальные не смогли определиться с ответом.
При этом респонденты нейтрально (49 %) и позитивно (25 %) отнеслись бы к тому, что для проверки их работ преподавательский состав, в свою очередь, также применил бы искусственный интеллект.
ФОТО: Unsplash.com