«Увеличение целевого набора — признак ответственного отношения работодателей и абитуриентов»
Константин Егоров, ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
— Согласно данным Минобрнауки целевики, поступающие в педвузы, в целом хуже подготовлены, чем «нецелевые» абитуриенты. Так, по педагогическим специальностям в 2023 году средние баллы ЕГЭ на целевое место составляли 64,35 — это почти на 4,5 балла ниже, чем по общему конкурсу.
Для вашего вуза характерен такой разрыв между целевиками и прочими абитуриентами? Как в последние годы менялось в вашем вузе число целевиков и их доля в общем приеме?
— Средний показатель Единого государственного экзамена поступивших на очную форму обучения на бюджет в Пермский педагогический в 2023 году составил 67,8 баллов, по общему конкурсу — 68,7 баллов. При этом средний балл ЕГЭ поступивших на целевое обучение действительно несколько ниже и равен 66,1 баллов, что на 2,6 балла ниже общего конкурса.
Полагаю, что такая ситуация закономерна. Она связана с тем, что абитуриенты, которые имеют более высокие баллы, проходят по общему конкурсу и отказываются от зачисления на приоритетном этапе по квоте целевого приема еще до издания приказа. То есть они не предоставляют своевременно оригинал документа об образовании или отзывают его.
Одна из причин связана с изменениями в порядке приема, которые были приняты в 2023 году. Часть абитуриентов воспользовались правом подать заявление об отказе от зачисления после издания приказа, убедившись в том, что они проходят по общему конкурсу. По заявлению они были исключены из приказа по квоте целевого обучения. У нас таких абитуриентов было четыре — средний балл ЕГЭ этих абитуриентов 75,8. В итоге все они были зачислены по общему конкурсу.
У нас стабильно увеличивается количество целевиков. Их доля в общем приеме на бюджет составила в 2021 году 15,03 %, в 2022 году — 16,7 %, в 2023 году — 22,5 %.
Считаю, что увеличение целевого набора как в абсолютных, так и в относительных показателях — признак ответственного отношения как работодателей, так и абитуриентов. Уже в начале обучения формируется ясное представление о карьерном треке, что является преимуществом для всех участников. Особенно это актуально для сферы образования.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о целевом приеме в педагогические вузы, смотрите здесь.