«Все больше муниципалитетов используют целевой прием для решения кадрового вопроса»
14 мая 2024 г. 10:20

«Все больше муниципалитетов используют целевой прием для решения кадрового вопроса»

Тип материала: Мнение
Регион: Красноярский край

Мария Холина, ректор КГПУ им. В. П. Астафьева

— Согласно данным Минобрнауки целевики, поступающие в педвузы, в целом хуже подготовлены, чем «нецелевые» абитуриенты. Так, по педагогическим специальностям в 2023 году средние баллы ЕГЭ на целевое место составляли 64,35 — это почти на 4,5 балла ниже, чем по общему конкурсу.

Для вашего вуза характерен такой разрыв между целевиками и прочими абитуриентами? Как в последние годы менялось в вашем вузе число целевиков и их доля в общем приеме?

— В целях сокращения дефицита педагогических кадров и обеспечения высокого качества образования на территории Красноярского края и близлежащих субъектов РФ, например, Республик Тывы и Хакасии, КГПУ им. В. П. Астафьева осуществляет подготовку обучающихся по договорам о целевом обучении.

За последние два года количество целевых договоров выросло на 10 % и составило в 2023 году уже более 400. Ожидаем, что и в этом году будет прирост. Это связано с возросшей потребностью в кадрах в сфере образования, популярностью педагогического образования и, безусловно, пониманием абитуриентами – выпускниками школ и их родителями преимуществ целевого обучения. Так, целевики поступают в рамках отдельного конкурса, раньше узнают результаты, имеют заявленный в договоре набор преференций, исходящих от будущего работодателя-заказчика. 

Следует отметить, что в систему решения кадрового вопроса через целевиков заходят все большее количество муниципалитетов в лице глав территорий либо руководителей органов управления образованием муниципального уровня, директоров школ, выступающих заказчиками целевого обучения. Положительная динамика последних двух-трех лет свидетельствует об этом — уже более 60 % муниципальных образований Красноярского края активно используют этот механизм для решения кадрового вопроса. 

Большого разрыва в баллах ЕГЭ между обычными абитуриентами, поступающими по общему конкурсу, и целевиками нет. 3-4 балла — это небольшой разрыв, учитывая, что средний балл поступления на педагогические направления подготовки достаточно высокий и в пересчете на пятибалльную систему оценки это твердая 4 (хорошо) и даже 5 (отлично). Абитуриент-целевик, как правило, более мотивирован. Обязательства при заключении договора о целевом обучении достаточно серьезные, поступающий это осознает.

Мы наблюдаем рост мотивации целевиков в процессе обучения к деятельности в выбранной профессиональной сфере. Подтверждением является увеличение доли выпускников университета 2022 и 2023 годов в сравнении с долей выпускников 2021 года, поступивших на обучение по договорам о целевом обучении и завершивших обучение, от общего количества целевиков за счет уменьшения количества отчисленных. На очной форме обучения это значение показателя достигло 92 %, на заочной форме — 100 %. Это стало возможным за счет привлечения в университет более мотивированных абитуриентов, в том числе благодаря проводимым университетом профориентационным мероприятиям, продекларированным работодателями гарантиям трудоустройства, их стремлениям создать благоприятные условия по месту работы и реальным предпринятым для этого мерам, позволяющим закрепиться нашим выпускникам в профессии.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о целевом приеме в педагогические вузы, смотрите здесь.