РосНОУ готов направить в школы студентов в качестве учителей
Проблему дефицита учителей обсудили на Совете ректоров вузов Москвы и МО
В МФТИ 29 мая состоялось заседание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области с участием первого заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Олеси Лукашук. Мероприятие было посвящено решению проблемы дефицита учителей физики, математики и информатики в столичных школах, об этом сообщает пресс-служба Российского нового университета (РосНОУ).
По словам Лукашук, проблема обусловлена наличием трех факторов. Во-первых, в федеральных государственных образовательных стандартах появилось требование обязательного изучения физики и информатики в школах. Раньше можно было выбрать учебный план гуманитарного и социально-экономического профиля, в котором эти предметы отсутствовали. И многие школы делали ставку именно на гуманитарные дисциплины, а физику и информатику не изучали.
Во-вторых, в последние годы в Москве появилось большое количество предпрофессиональных проектов, инженерных и ИТ-классов. Это налагает большую нагрузку на учителей физики, математики и информатики, а также нагружает их сверх нормы в плане преподавания спецдисциплин соответствующего профиля.
В-третьих, на фоне укрепления технологического суверенитета, импортозамещения и подготовки инженерных кадров заметно возросла требовательность директоров к преподаванию этих предметов. Что привело к необходимости искать где-то учителей дополнительно.
Дефицит оценивается примерно в 1 тыс. человек. Оперативно подготовить такое количество педагогов силами Московского городского педагогического университета довольно сложно, поэтому было решено обратиться к другим вузам, в том числе к классическим.
«Мы понимаем, что студенты технических вузов могут работать в школе. Более того, многие уже работают. Когда я была директором школы, и у меня возникла та же проблема, я обратилась к родителям своих учеников. И к нам по их рекомендации пришло сразу три замечательных физика — студента Физтеха. Я даже не ожидала, что у них хорошо сложатся отношения с учениками. Благодаря им мы впервые смогли наладить поточно-групповое обучение. Один парень, не будучи профессиональным педагогом, умудрялся держать в тонусе на лекции целый зал в 70-80 детей! Специально под него мы перестроили образовательное пространство школы, чтобы можно было проводить и лекции, и семинары. Все это благоприятно отразилось на результатах ЕГЭ», — сказала Олеся Лукашук.
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова отметила, что раньше столичная служба занятости успешно решала проблему кадрового голода. Однако в последнее время на рынке труда спрос стабильно опережает предложение. И выровнять ситуацию собственными силами департамент уже не может.
«Поэтому я прошу у вас, как у представителей ведущих вузов страны, помощи. Нам очень важно, чтобы вы донесли до ваших студентов информацию о тех возможностях, которые у них есть в плане перспектив преподавания в школах Москвы. Департамент образования разработал для них великолепную программу, благодаря которой они смогут работать в системе образования. Я понимаю: когда человек приходит в ваши вузы, он хочет стать инженером, ученым, но вряд ли учителем. И чтобы как-то повлиять на их выбор, мы предоставляем им вполне конкурентную зарплату — 140 тыс. рублей! А если студент возьмет повышенную нагрузку и другие активности, это будет 200 тыс. и даже больше. Это абсолютная реальность!», — сказала Александра Александрова.
По словам чиновницы, у тех, кто согласится на это выгодное предложение, будет возможность также выбрать школу поближе к месту проживания. Для многих это играет решающее значение.
«Мы готовы помочь и московским школам, и системе образования страны. Конечно, само наличие проблемы кадров — это, безусловно, минус, но есть в нем и положительный момент. Дело в том, что наш вуз участвует в программе "Код будущего", ведет бесплатные курсы программирования для школьников и студентов колледжей. И у нас есть достаточное количество подготовленных специалистов, которые вполне способны вести математику и информатику в школах. С физиками, конечно, проблема, но в остальном — да. Уверен, это никоим образом не помешает учебному процессу, и будет работать только на повышение мотивации студентов, профориентацию и самоопределение. Я сам, будучи студентом, тоже подрабатывал в школе, и ничуть об этом не жалею!», — подчеркнул на заседании ректор РосНОУ Владимир Зернов.
ФОТО: Вадим Мелешко / пресс-служба РосНОУ