Российский Союз ректоров обсудил подготовку медицинских кадров в стране
С докладами выступили главы профильных министерств
В Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 6 мая состоялось расширенное заседание Президиума Российского Союза ректоров (РСР), посвященное вопросам подготовки медицинских кадров в стране, в том числе, в классических университетах. В мероприятии приняли участие министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, а также руководители и представители ведущих российских вузов.
Президент РСР, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий в своем выступлении отметил, что вопросы, которым посвящено заседание, закономерно вписываются в общую линию развития высшего образования в стране. «Мы помним, как здесь же с участием министров обсуждались вопросы повышения качества физико-математического и химико-биологического образования, были приняты важные решения о создании концепций высшего образования по этим направлениям. Сегодня в повестке дня вопрос о подготовке медицинских кадров в классических университетах», — сказал ректор МГУ.
Виктор Садовничий напомнил, что в 2020 году Президиум РСР уже обсуждал новые подходы к модели высшего медицинского образования. Он отметил, что в период пандемии российские медики показали высокий уровень самоотверженности и профессионализма. И среди них было не мало тех, кто учился на медицинских факультетах классических университетов. В частности, в МГУ тогда был развернут оснащенный новейшим оборудованием госпиталь для лечения инфицированных. А медики университета не только спасли много жизней, но и разработали такой протокол лечения, который был рекомендован в учреждениях здравоохранения Москвы.
Ректор МГУ также отметил, что медицинское образование традиционно дается во всем мире в классических университетах. Готовят медиков и российские университеты, и эта подготовка исторически себя хорошо зарекомендовала. А в «золотой фонд» всемирно признанной российской медицины входят такие имена, как Сеченов, Пирогов, Мудров, Склифосовский и другие.
Сегодня подготовка медицинских кадров в стране, по словам Виктора Садовничего, ведется как по линии Министерства здравоохранения, так и по линии Министерства науки и высшего образования. При этом не во всех регионах есть медицинские вузы, поэтому медицинские кадры для них готовятся на базе классических университетов. Например, в Калининградской области это Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, в Республике Коми — Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, в Тульской области — Тульский государственный университет. Кроме того, современная медицина — сложная междисциплинарная сфера деятельности, которая требует широкого диапазона фундаментальных наук. В оказании медпомощи участвуют не только врачи, медсестры и санитары, но и медицинские физики, химики, биологи, психологи.
Ректор МГУ подчеркнул, что в наши дни высокотехнологическая медицина и медицинское образование невозможны без прочного научного фундамента, оптимальные условия для которого создают классические университеты. «Достижения нашей медицины как раз свидетельствуют о том, что фундаментальное университетское образование — надежный залог успеха», — сказал Виктор Садовничий.
Председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев отметил высокую оперативность, с которой Президиум РСР отреагировал на парламентскую инициативу по совершенствованию подготовки медицинских кадров. Он напомнил, что ранее вопрос о качестве подготовки медработников в ходе отчета правительства поставил председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Этот вопрос приобретает дополнительную остроту в условиях существующих региональных диспропорций по оснащенности медицинскими кадрами.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в ходе своего доклада подчеркнул, что качество российского медицинского образования можно повысить только сообща, совместными усилиями двух министерств и университетов. При этом сам показатель качества образования зависит не только от специфики вузов, но и от уровня подготовки абитуриентов, от наличия клинических баз, квалификаций профессорско-преподавательского состава, количества бюджетных мест и других факторов.
Глава ведомства отметил, что становление российской системы высшего медицинского образования исторически шло двумя параллельными путями — в вузах Минздрава и на медицинских факультетах классических многопрофильных университетов. «Две эти системы обречены на более тесное существование и на то, чтобы диалог между ними был более содержательным, потому что есть хорошее качество образования в вузах Минздрава, есть хорошее качество образования в вузах Минобрнауки, но также есть и проблемы, связанные с высшим медицинским образованием», — отметил Фальков.
Сегодня, согласно данным Минобрнауки, подготовку медкадров в стране ведут 127 вузов (362,9 тыс. студентов обучаются в них по медицинским направлениям), 49 из которых находятся в ведомстве Минздрава (обучают 72,6 % из будущих медиков), 56 вузов — в ведомстве Минобрнауки (23,6 %), 14 частных вузов (2,6 %), 3 вуза — в ведомстве Минпросвещения РФ (0,3 %), 3 вуза имеют муниципальных учредителей (0,5 %), в двух (МГУ и СПбГУ) — учредителем выступает правительство РФ. Также медицинское образование реализуется в двух научных организациях, где на медицинских направлениях обучаются около 1 тыс. студентов.
При этом, по словам Валерия Фалькова, программы медицинского образования не реализуются в 15 регионах страны: это Брянская, Владимирская, Запорожская, Костромская, Магаданская, Сахалинская области, Республики Тыва и Алтай и другие области. В то же время в этих регионах есть большая потребность в медицинских кадрах. Подобные проблемы, по словам Валерия Фалькова, нужно решать комплексно.
В завершение выступления глава Минобрнауки предложил создать рабочую группу, которая по итогам этого обсуждения разработает план мероприятий по повышению качества медицинского образования.
«Мы со своей стороны, как учредитель, поможем там, где хромает качество или есть потребность повысить качество высшего медицинского образования в классических университетах. Поможем ресурсно, — сказал министр. — В этом перечне мероприятий необходимо отдельно выделить повышение квалификации преподавателей, особенно из региональных классических университетов, в лучших медицинских вузах. А мы это профинансируем целевым образом. Отдельно нужно посмотреть на то, что связано с клиническими базами, необходимым оборудованием, а также включить специальные программы поддержки тех вузов, в которые поступают абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ».
Глава Минздрава России Михаил Мурашко рассказал о необходимости расширения практикоориентированного подхода в медицинском образовании, о подготовке специалистов в области общественного здоровья, о современных трендах развития системы «индустриальной» подготовки врачебных кадров.
«Для какого количества стран мира мы готовим специалистов? Это почти три четверти. Поэтому качество подготовки специалистов внутри страны является, в том числе, политической и экономической компонентой и уважением к заслугам и достижениям государства», — сказал министр.
С докладами о реализуемых практиках и программах по подготовке медицинских кадров выступили ректоры ведущих российских медицинских и классических университетов.