«Сегодня работодатели ждут специалистов, которые получили в вузе практический опыт»
Алевтина Черникова, ректор Университета науки и технологий МИСИС
— В Москве на XII ежегодном форуме вузов «Будущее высшей школы» будут подняты актуальные вопросы сферы высшего образования в стране, в том числе влияние работодателей на трансформацию образовательных программ. Расскажите, пожалуйста, как за последние годы изменилась оценка работодателями эффективности, приближенности к реальной жизни и экономике образовательных программ вашего вуза?
— Университет МИСИС стремится своевременно отвечать на запросы рынка труда. Мы сотрудничаем с 1 647 академическими и бизнес-партнерами по разным направлениям: совместно создаем образовательные программы, проводим научные исследования, в том числе направленные на решение задач предприятий реального сектора экономики, организуем практики и стажировки для студентов, реализуем социальные и инфраструктурные проекты.
Сегодня работодатели ждут специалистов, которые получили в вузе не только фундаментальные знания, но и практический опыт, готовы приступить к своим обязанностям после минимальной адаптации. Современные выпускники должны уметь работать в междисциплинарной плоскости, хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, широко использовать возможности цифровых технологий, обладать набором надпрофессиональных навыков. Качественная подготовка специалистов обеспечивается в том числе через постоянную системную работу с индустриальными партнерами.
В соответствии с указом президента РФ от 12.05.2023 г. №343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» НИТУ МИСИС является участником пилотного проекта. Мы рассматриваем участие в «пилоте» как следующий шаг в развитии образовательной модели университета, в основе которой — интеграция науки и образования. Ключевые изменения модели образования в рамках «пилота»: усиление роли работодателей в разработке, оценке и реализации образовательных программ; увеличение объема практической подготовки в каждой программе; внедрение персонифицированного подхода, обеспечивающего постоянный рост мотивации студентов к обучению; обеспечение необходимого уровня фундаментальной подготовки и практических навыков студентов в рамках единого образовательного пространства; подготовка конкурентоспособного специалиста за счет интеграции образовательной, научной, инновационной и внеучебной деятельности.
Более тесное сотрудничество с бизнесом в рамках пилотного проекта позволяет нам готовить новые поколения инженеров и ученых, которым предстоит внести значимый вклад в национальную экономику.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Другие комментарии ректоров на вопрос смотрите здесь.