Филиалы столичных вузов являются драйверами интеллектуального развития регионов
Тему филиалов обсудили на форуме вузов
На ежегодном форуме вузов «Будущее высшей школы», который состоялся 19 июня в Москве, обсуждали много актуальных вопросов. Один из них касался работы филиалов вузов и качества образования в них. Все без исключения участники пленарной дискуссии форума сошлись в одном: для любого университета иметь филиалы у нас в стране или за рубежом — дело полезное и нужное, в первую очередь для престижа.
Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев сообщил, например, что его вуз имеет 27 филиалов. В МИФИ, по словам ректора Владимира Шевченко, их 16, причем 2 из них — за рубежом. В МИСИС, как заявила глава этого университета Алевтина Черникова, 6 филиалов, из которых 2 — в других странах.
Руководители ведущих вузов страны подчеркнули: филиалы столичных вузов являются драйверами интеллектуального развития регионов. Более того, они нередко выступают в роли градообразующих предприятий, привлекая к себе не только студентов, но и преподавателей, администраторов, а также создавая рабочие места для обслуживающего персонала. Самое же главное в том, что, если у выпускников школ того или иного региона нет возможности выехать в мегаполис для обучения и проживать там несколько лет, именно филиал позволяет им удовлетворить свои запросы, оставаясь дома и обучаясь в филиале престижного вуза. И в итоге значительно повышается шанс того, что выпускник этого филиала останется работать в своем регионе.
Понимая это, мэры городов, губернаторы областей и главы республик делают все для того, чтобы помочь студентам сделать правильный выбор, а также создать условия для прохождения практики на местных предприятиях и организациях с последующим закреплением в них.
Конечно, как отметили выступающие, наличие филиалов — дело хлопотное и затратное, проще вложиться в развитие одного мегавуза в каком-нибудь крупном городе. А вот с политической точки зрения они очень важны, так как позволяют решать не только тактические, но и стратегические задачи развития университета, повышая престижность и узнаваемость его бренда.
И вот тут возникает еще одна проблема: а действительно ли диплом головного вуза и диплом любого из его филиалов имеют одинаковый вес в глазах работодателей? Не вводим ли мы в заблуждение руководителя предприятия, предлагая ему выпускника, который окончил вуз не в Москве или в Санкт-Петербурге, а его филиал в любом из 89 регионов России?
По этому поводу мнения разделились: с одной стороны, ректоры согласились, что уровень абитуриента в столице и провинциальном городе может заметно отличаться. И проходной балл в Москве и Улан-Уде (Кургане, Махачкале, Пскове, Комсомольске-на-Амуре и пр.) тоже будет совсем не одинаковым — несмотря на то, что люди поступают вроде бы в один и тот же университет и получают потом диплом единого образца. С другой стороны, качество предоставляемых образовательных услуг никоим образом не должно отличаться во всей сети филиалов вуза, где бы они ни находились. Следовательно, абитуриент, поступая в университет, получит образование стандартно высокого уровня, гарантируемого головным университетом.
Своим мнением на данную тему поделился участник форума, проректор по качеству образования и аккредитации Российского нового университета Игорь Дарда. В РосНОУ 6 филиалов, один из которых находится в Приднестровье. Что это дает самому университету? И действительно ли вуз гарантирует высокое качество образования в любом из своих филиалов?
Игорь Дарда: «Начнем с того, что иметь свои структурные подразделения в виде филиалов в других регионах университету и правда выгодно — именно с политической точки зрения. В этом заинтересованы власти регионов, поскольку их гражданам не придется на обучение уезжать в другие края с высокой вероятностью не вернуться.
Но справедливо и другое — обеспечивать и поддерживать сеть филиалов под силу далеко не каждому университету. В частности, у нас в РосНОУ когда-то было в два с лишним раза больше филиалов, чем есть сейчас. Почему их количество сократилось — тому есть несколько веских причин, но одна из них связана именно с материальными затратами.
По законодательству головной вуз и каждое из его подразделений имеют свои собственные лицензии. При этом раньше филиал не имел права готовить по тем программам и направлениям, которые не присутствовали в головном вузе. В какой-то момент ситуация изменилась, и с той поры в том или ином филиале обучение вполне может проходить по направлениям подготовки, которых нет в лицензии головного вуза, но они есть в лицензии филиала. Лично мне это кажется не вполне правильным и логичным, хотя я допускаю, что в ряде случаев такой подход может быть оправдан (например, когда речь идет о специальности, востребованной в отдельно взятом субъекте РФ). С другой стороны, диплом-то студентам выдается от имени юридического лица, коим является тот самый головной университет, без упоминания, что человек закончил не сам головной вуз, а только его филиал. Было время, когда в приложении к диплому этот факт упоминали, но потом требования изменились. Что, опять же, на мой взгляд, не есть хорошо, поскольку у юридического лица в лицензии отсутствует направление подготовки или специальность, отраженная в дипломе выпускника его филиала.
Теперь что касается качества образования. На него, как известно, очень сильно влияют следующие составляющие:
- содержание образования — по каким программам работает вуз или его филиал;
- кадры — кто именно реализует эти программы;
- материальная база — в каких лабораториях, с каким оборудованием и техническим обеспечением проходит образовательный процесс.
А теперь задайте себе вопрос: действительно ли регионы способны обеспечить в филиалах по этим трем пунктам все то же самое, что и в головном университете? Как правило, ответ будет отрицательным. Конечно, можно сказать, что если вуз открывает где-либо филиал, то он должен обеспечить образовательный процесс квалифицированными кадрами, закупить оборудование и предоставить программы. Но на самом деле кадры обычно поставляет регион (недаром же филиалы вузов называют "градообразующими предприятиями", ведь они дают работу очень многим местным жителям). И тут по показателям "остепененности" профессорско-преподавательского состава провинция может сильно уступать центру. Да и в плане материального обеспечения тоже будет очень серьезная зависимость от ситуации на местах — например, если в столице интернет уже давно "летает" на неслыханных скоростях по оптоволокну, то где-нибудь в отдаленном городке об этом могут только мечтать, там очень дорогая спутниковая связь. А значит и условия заведомо неравные, по сравнению с головным университетом».
Поэтому, как говорится, одно дело — мечтать о том, чтобы уровень образования по всей сети филиалов был бы одинаково высоким, и совсем другое — реально обеспечивать этот уровень. Если у кого-то получается, остается только порадоваться за них».
Текст предоставлен пресс-службой РосНОУ