«На наш бренд в большей степени влияем не мы сами, а наши выпускники»
Владимир Зернов, ректор РосНОУ
— В Москве на XII ежегодном форуме вузов «Будущее высшей школы» представители вузовского сообщества обсудят актуальные вопросы сферы высшего образования в стране, в том числе влияние бренда университета на его конкурентоспособность. Какие составляющие, на ваш взгляд, включает в себя понятие «бренд университета»?
— Если по словарю, то бренд — это набор уникальных характеристик, отличающих компанию от других организаций. Но бренд вуза отличается от бренда любой другой компании. В нашем смысле, тот университет, который дает хорошее и качественное образование, обладает серьезным брендом, включающим в себя следующие составляющие:
- конкурентоспособность выпускников на мировом уровне — количество людей, которые, получив диплом, успешно трудоустроились и работодатели ими довольны;
- наличие научных школ;
- педагогический состав, который включает в себя известных ученых, академиков, профессоров, выдающихся преподавателей, авторов книг, обладателей изобретений и прочее;
- современную учебно-материальную базу, которая позволяет обучать людей с использованием новейших технологий и достижений науки и техники.
Все перечисленное обязательно должно быть закреплено «в пространстве и во времени», то есть на бренд вуза должна работать вся его история, подкрепляясь хорошо продуманной рекламной компанией.
К сожалению, сегодня немало университетов (не только в стране, но и за рубежом), которые я бы сравнил с потухшими звездами: они уже перестали светить, а свет от них до сих пор идет. Иными словами, наработанный десятилетиями бренд пока еще способен формировать в обществе лояльное отношение к этому вузу, хотя в нем уже давно и педколлектив не тот, и качество образования низкое, и все остальное обветшало.
— Насколько велико влияние бренда вуза на его конкурентоспособность?
— Прежде всего, бренд влияет на предпочтения абитуриентов и их родителей, определяя привлекательность вуза среди прочих себе подобных. Но непосредственно к конкурентоспособности это вряд ли имеет прямое отношение. Потому что, как я уже сказал, бренд может быть позитивным, а вот выпускники — так себе. Тем не менее косвенное влияние он все-таки оказывает, ибо устоявшийся и узнаваемый бренд привлекает к университету хороших абитуриентов, из которых потом вырастают хорошие выпускники, обеспечивающие вузу высокие показатели, за что министерство выделяет больше денег, позволяя ему приглашать хороших преподавателей, и т. д.
— Расскажите о развитии бренда вашего вуза в постсоветское время.
— РосНОУ был создан в 1991 году, то есть еще в СССР. Формирование нашего бренда происходило в условиях негативного и отрицательного отношения в обществе к негосударственному образованию. Поэтому нам приходилось прикладывать гораздо больше усилий, чем любому другому государственному вузу с устоявшимися традициями. Было важно создать в короткий срок материальную базу, подобрать хороший педагогический коллектив. К нам пришли лауреаты государственных премий, академики, люди, имена которых были знакомы миллионам граждан страны, например, Сергей Петрович Капица.
Мы старались, чтобы наши выпускники участвовали во всех конкурсах, в государственных и частных инициативах. Именно благодаря приложенным в то время колоссальным усилиям мы сейчас имеем ситуацию, когда на наш бренд в большей степени влияем не мы сами, а наши выпускники, успехи которых ассоциируются с РосНОУ.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Другие комментарии ректоров на вопрос смотрите здесь.