Валерий Фальков: получаемое высшее образование должно быть полноценным
Министр рассказал об изменениях системы высшего образования
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил с докладом об основных изменениях системы высшего образования на пленарном заседании Совета Федерации.
Министр напомнил, что в мае 2023 года стартовал пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования в России. В проекте участвуют шесть ведущих вузов страны, разработаны 173 новые образовательные программы, на которых обучаются более 5 тыс. человек.
Валерий Фальков подчеркнул, что главный момент планируемых преобразований — получаемое высшее образование должно быть полноценным, то есть завершенным, целостным и достаточным с учетом запросов экономики. Следует обеспечить подготовку специалиста за один такт, без необходимости его доучивания в магистратуре.
При этом сроки обучения по образовательным программам, по словам министра, могут и должны быть различными. В каждом конкретном случае срок обучения должен определяться лидерами отраслей экономики и социальной сферы совместно с вузами. Роль государства как регулятора будет решающей. Например, для подготовки специалистов в индустрии гостеприимства, сервиса и туризма или педагогов дошкольного образования, либо специалистов сферы информационных технологий достаточно 4-летних программ. Такие запросы, по словам Фалькова, поступают сегодня от работодателей. С другой стороны, в инженерно-технической и педагогической областях основными будут программы длительностью не менее пяти лет.
При этом по ряду областей образования, отметил Фальков, необходимо увеличить срок обучения до 5,5-6 лет. «Таких программ не может быть много, но это программы освоения сложных наукоемких видов деятельности в наших ведущих университетах. Например, фундаментальная системная инженерия, фундаментальная биология и химия, востоковедение и ряд других направлений», — сказал Валерий Фальков.
В итоге планируется уход от понятий «бакалавриат» и «специалитет». В пилотных программах уже нет этого разделения. Есть программы высшего образования с разными сроками обучения.
После завершения обучения выпускник получит диплом, где будет содержаться не обобщенная и часто непонятная, по словам Фалькова, работодателю степень «бакалавра», а конкретная квалификация — «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог», «инженер управления качеством».
Кроме того, пилотный проект по обновлению системы высшего образования показал целесообразность выделения единого ядра в образовательных программах соответствующих областей — отдельно для инженеров, врачей, педагогов, юристов и так далее.
Министр привел в пример Санкт-Петербургский горный университет, который включил в единое ядро своих пилотных программ 12 дисциплин, принципиально важных для получения инженерной профессии.
«Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. А во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ», — сказал Валерий Фальков.
Министр добавил, что уже с этого года основой для планирования и распределения бюджетных мест в вузах станет единый прогноз кадровой потребности. Его будет ежегодно готовить Министерство труда и социальной защиты.