«Нововведение способствует развитию конкуренции как среди работодателей, так и среди поступающих»
Ректор КГПУ о новом способе целевого приема
В 2024 году произошли изменения в части приема на целевое обучение. Появился новый механизм приема – через цифровую платформу «Работа России», где работодатели размещают свои предложения, а абитуриент может их изучить и подать заявление в соответствующий вуз.
Как вы оцениваете нововведение? Что изменилось для вузов в рамках нового механизма целевого приема? Возникли ли в рамках текущей приёмной кампании какие-то сложности, требующие, по вашему мнению, доработки механизма? Если уже есть цифры по целевому приему в вузе в 2024 году в сравнении с прошлым годом, приведите их, пожалуйста.
Ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Мария Холина:
У нашего университета была высокая степень готовности к работе в новой системе, которая обеспечивает прозрачность и доступность механизма заключения договора о целевом обучении. Еще до выхода Постановления Правительства о целевом обучении мы начали подготовительную работу и внутри университета, и с потенциальными работодателями. Выход был как на руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, так и на руководителей конкретных образовательных организаций, имеющих вакансии. Ведь без выставления на платформе заявки о вакансии работодателем заключение целевого договора невозможно.
В рамках профориентационных мероприятий мы разъясняли нашим потенциальным абитуриентам, выпускникам школ и учреждений СПО, о преимуществах заключения целевого договора при поступлении в вуз, о запуске новой цифровой платформы «Работа России» (РР), которая позволяет увидеть места возможного гарантированного трудоустройства по окончании обучения в вузе, проанализировать условия, предлагаемые работодателем, сравнить их с другими предложениями и сделать выбор.
Конечно, в условиях запуска совершенно новой системы, обеспечивающей встречу работодателя и целевика, есть некоторые нюансы, которые не дали в первый год стопроцентного успеха нововведению. Эти нюансы, я уверена, нивелируются в дальнейшем. Возможно, работодателям не хватило времени для выставления вакансий на платформе «РР». Ведь нужно было не только прописать условия поддержки потенциальному работнику-целевику, но и обеспечить гарантии выполнения этих условий в дальнейшем.
В условиях запуска нового ресурса результат нашего вуза в этом году оцениваем как положительный. Мы заключили 94 договора о целевом обучении в нашем университете. Это незначительно меньше, чем в прошлом году.
Принципиальные изменения для вузов, на мой взгляд, связаны с появлением распределенной ответственности за заключение договора о целевом обучении. Не секрет, что вузы несли почти индивидуальную ответственность за закрытие целевых квот. Новые правила заключения трехстороннего договора между вузом, работодателем и студентом, по сути, вводит распределенную и солидарную ответственность за учебу, успеваемость и трудоустройство. Именно так, совместными усилиями мы можем обеспечить решение кадрового вопроса.
Есть понимание и того, что «Нововведение способствует развитию конкуренции как среди работодателей, так и среди поступающих», повышает ответственность вузов, а это в итоге приводит к повышению качества подготовки специалистов. Продолжаем работать.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще из ректоров прокомментировал вопрос, смотрите здесь.