«Будущий специалист должен обладать не только комплексом знаний в области фундаментальных химических наук, но и знать основы экологии»
28 января 2025 г. 13:42

«Будущий специалист должен обладать не только комплексом знаний в области фундаментальных химических наук, но и знать основы экологии»

Тип материала: Мнение
Регион: Москва

Ректор РХТУ им. Менделеева про экологическое образование

26 января отмечается Всемирный день экологического образования — World Environmental Education Day. Дата установлена такая, потому что 26 января 1975 года в Белграде был организован Международный семинар по экологическому образованию, в котором приняли участие эксперты из более чем 70 стран.

Редакция сайта Российского союза ректоров спросила у руководителей вузов, какие образовательные программы, связанные с экологией, устойчивым развитием и ESG, существуют? В чем основная цель подобных программ и будут ли они актуальны в будущем? 

Отвечает Евгений Румянцев, ректор РХТУ им. Д. И. Менделеева

— Расскажите, какие образовательные программы, связанные с экологией, устойчивым развитием и ESG, существуют в вашем вузе?

— РХТУ им. Д.И. Менделеева можно назвать первопроходцем в вопросе экологического образования. Факультет биотехнологии и промышленной экологии (БПЭ) был основан на базе первого в стране инженерного экологического факультета 4 декабря 1989 года. Организация факультета явилась логическим следствием активного развития экологических исследований, как в мире, так и в России.

Видная роль в становлении и развитии факультета принадлежит члену-корреспонденту РАН, профессору Г.А. Ягодину. По его инициативе в 1983 г. была создана первая в стране кафедра промышленной экологии.

Сегодня в Менделеевском университете экологическое образование можно получить на:

  • кафедре биотехнологии, созданной в 1977 году профессором, д.х.н. Манаковым Михаилом Николаевичем.;
  • кафедре промышленной экологии, организованной в1983 году в МХТИ им. Д.И. Менделеева Г.А.Ягодиным;
  • кафедра Сколтеха «Органические и гибридные материалы для преобразования и запасания энергии»;
  • кафедра ЮНЕСКО «Зелёная химия для устойчивого развития», которая входит в состав Института химии и проблем устойчивого развития (ИПУР), созданным в 2000 году как структурное подразделение Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева на правах факультета.

Если говорить про конкретные образовательные направления это:

  • 05.03.06 Экология и природопользование
  • 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
  • 18.05.02 Химическая технология материалов современной энергетики
  • 19.03.01 Биотехнология
  • 20.03.01 Техносферная безопасность.

Но в рамках всех наших программ мы уделяем серьезное внимание вопросам экологии и устойчивого развития химической промышленности.

— Как вы считаете, в чем основная цель подобных программ и будут ли они актуальны в будущем?

— В системе «Человек и биосфера» основные конфликтные и кризисные ситуации могут быть решены лишь путем создания экологически целесообразных технологий. Будущий специалист должен обладать не только комплексом знаний в области фундаментальных химических наук, но и знать основы экологии, биохимии, токсикологии, экологического нормирования и проектирования, физико-химических основ защиты биосферы, эколого-экономической экспертизы и биотехнологии. Все эти знания можно получить в Менделеевском университеты и наши специалисты востребованы на российских химических предприятиях и в исследовательских учреждениях. Поэтому чтобы не говорили о трендах промышленного развития в стране — специалисты с качественным экологическим образованием в технологической сфере будут всегда очень нужны.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Прочитать ответы других ректоров на этот вопрос можно здесь.