СевГУ организовал подводную экспедицию в Керченском проливе

Как вуз помогает устранять разлив мазута
В декабре 2024 года в Керченском проливе два танкера, «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», потерпели крушение, в результате которого произошла утечка более 3 тысяч тонн мазута. Нефтепродукты загрязнили не менее 60 км побережья — от Крымского моста до Анапы в Краснодарском крае.
На месте катастрофы рабоатют волонтеры, в том числе студенты. Редакция сайта Российского Союза ректоров решила узнать у руководителей южных вузов, принимают ли их учебные заведения участие в устранении последствий утечки мазута.
Ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев:
— Севастопольский государственный университет активно присоединился к работам по ликвидации последствий ЧП. Наша научная команда совместно со специалистами Азово-черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» провела комплексные осмотровые работы фрагментов носовой части затонувшего судна «Волгонефть-212». Исследования выполнялись с борта судна «Водолаз Малеев» при помощи уникального телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Херсонес», разработанного нашими учеными в рамках реализации программы деятельности Межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ) «МореАгроБиоТех» и программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты»).
Основная задача экспедиции заключалась в определении наличия мазута на грунте вокруг затонувшего фрагмента. Для нас этот проект имел основную цель: помочь в ликвидации последствий катастрофы.
В ходе нескольких погружений на глубину около 22 метров (при волнении моря 1-2 балла) удалось осмотреть фрагмент носовой части судна; проверить состояние дна вблизи затонувшего объекта.
Несмотря на ограниченную видимость из-за мутности воды, аппарат успешно передавал данные в режиме реального времени. В процессе испытаний была проверена система стереозрения и алгоритмы обработки изображений, которые позволяют оценивать расстояние до объектов.
Результаты испытаний оказались успешными: мы смогли найти и осмотреть фрагмент судна в заданной точке.
Практическое применение показало необходимость усиления инструментов искусственных нейронных сетей для обработки изображений. Это позволит в будущем создать полноценное техническое 3D-зрение для подводных аппаратов, которое будет способно автоматически идентифицировать объекты, измерять их размеры, определять точное расположение на карте, параметризировать положение наблюдаемых объектов.
Также университет предлагает решение для долгосрочного мониторинга состояния морской среды после аварии. У нас есть успешный опыт создания пространственно-распределенных систем оперативного круглосуточного мониторинга состояния морской среды.
Такая система включает буйковые измерительные комплексы с различными датчиками, включая датчики нефтепродуктов, а также информационную систему агрегации и визуализации данных в реальном времени. Система способна выполнять прогнозирование гидрометеорологических условий и оценку рисков опасных явлений.
Система может решать следующие задачи: организация фонового мониторинга акваторий во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, контроль за очисткой пляжных зон в период высокого туристического сезона, мониторинг долгосрочных последствий аварии в рекреационных зонах.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Прочитать ответы других ректоров на этот вопрос можно здесь.