Преподаватели хотят больше дистанта — исследование РАНХиГС
21 апреля 2025 г. 10:52

Преподаватели хотят больше дистанта — исследование РАНХиГС

Более трети российских преподавателей ощущают нехватку онлайн-форматов в своей работе, несмотря на общее снижение цифровизации в постпандемийный период

Центр «ИНСАП» ИПЭИ РАНХиГС опубликовал результаты трёхлетнего мониторинга отношения преподавателей вузов к дистанционному обучению. В статье проанализированы данные, собранные в ходе онлайн-опросов 2022, 2023 и 2024 гг. В каждой из трех выборок было от 16 до 21 тыс. анкет из более чем 80 регионов. Как показало исследование, несмотря на общее снижение доли онлайн-занятий, формируется устойчивая группа преподавателей (около 34 %), которая фиксирует нехватку дистанционного формата в своей академической практике.

Авторы статьи — Ольга Солодовникова и Евгения Малькова — подчёркивают, что цифровые инструменты прочно вошли в повседневную работу части преподавателей. Эти специалисты не просто готовы использовать дистанционные форматы, но и рассматривают себя как потенциальных амбассадоров цифровизации в системе высшего образования. Основными препятствиями они называют технические сложности, отсутствие институциональной поддержки и чётких регламентов со стороны администрации вузов.

Несмотря на то, что в среднем 82 % преподавателей проводят менее четверти занятий в дистанционном формате, почти половина опрошенных считает, что маятник после пандемии качнулся слишком резко в сторону возврата к традиционному обучению. Это создаёт предпосылки для формирования устойчивого запроса на гибридные формы — с возможностью выбора оптимального баланса между онлайн- и офлайн-форматами.

Авторы подчёркивают: цифровая трансформация в вузах требует институционального сопровождения — от технического обеспечения до регулярного повышения квалификации. Только в этих условиях преподаватели смогут не просто адаптироваться, но и стать активными участниками модернизации образования.