Ректоры вузов сдали ЕГЭ по физике

И поделились своими впечатлениями
8 апреля в Московском центре качества образования ректоры и преподаватели ведущих технических вузов России испытали на себе процедуру сдачи ЕГЭ по физике. Мероприятие, организованное Рособрнадзором и МФТИ, прошло в сокращённом формате (60 минут вместо 180), но с соблюдением всех правил: досмотр, регистрация, инструктаж и строгий контроль.
Игорь Круглинский, замруководителя Рособрнадзора, отметил: «Это очень важная история, связанная с популяризацией экзамена по физике. За последние десятилетия на самом высшем уровне было сказано очень много о важности инженерного образования и необходимости мотивировать детей к изучению предметов естественно-научного цикла. Рособрнадзор ежегодно проводит большое количество мероприятий, направленных на ознакомление выпускников, родителей, учителей с процедурами ЕГЭ. И каждый взрослый может прийти и попробовать сам сдать этот экзамен, чтобы убедиться, насколько это просто».
Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ, подчеркнул: «Экзамен по физике, который мы с коллегами сдавали сегодня, – это, безусловно, интересное событие, которое призвано в первую очередь поднять общественную дискуссию о подготовке инженерных кадров. Перед системой образования стоит важная задача – повысить мотивацию школьников выбирать естественно-научные предметы. Для этого важно не только заниматься популяризацией науки и физики в частности, но и обновлять школьные программы, улучшать учебники, повышать квалификацию учителей. Сам экзамен, конечно, вернул нас мысленно в студенческие годы. Задачи остались схожими с теми, что были в 80-х, что подтверждает преемственность наших образовательных традиций».
«Этот почин, думаю, не последний, мы у себя в вузе предложили коллегам выбрать один из экзаменов триады (физика, математика и информатика) и сдавать его в полноценном четырёхчасовом режиме, - рассказал ректор МИФИ Владимир Шевченко. - В начале лета мы реализуем эту задумку. Пробный ЕГЭ – очень хороший тест на остаточные знания. Я закончил школу 30 лет назад, и сегодня какие-то вещи кажутся странными, а другие – правильными. Например, мы продолжаем учить наших детей в системе СИ, а там электрические и магнитные поля имеют разную размерность, хотя для любого физика-профессионала это странно, ведь они являются компонентами одного и того же тензора, электромагнитного поля». С другой стороны, отметил Владимир Шевченко, в ЕГЭ есть ряд задач, которые кажутся вроде бы очень простыми, с выбором ответа, типа «какое утверждение является верным». Многие критикуют подобные задания, но по сегодняшнему экзамену лично ему очевидно: они тоже имеют право на существование, и во многих случаях важно проверять именно правильность формулировок, а не только интуицию и способность производить расчёты.*
Сергей Салихов, первый проректор МИСИС, опоздал на экзамен из-за лекции, но сделал выводы: теперь он точно никогда не будет подгонять студентов и говорить им, что «до конца экзамена осталось 15 минут». «Я на лекции задал студентам третьего курса вопрос – если бы они были министрами образования, какую бы одну вещь в ЕГЭ по физике они бы изменили, - сказал Сергей Салихов. - И они все заявили в один голос – если что-то хорошо работает, не надо ничего трогать! Думаю, что тот ЕГЭ по физике, который мы сегодня видели, отвечает требованиям современного дня. Спасибо организаторам за то, что позволили ощутить себя школьником. Это очень ценный опыт, и я уверен, что всё больше и больше ректоров и преподавателей вузов будут подключаться к данной инициативе».*
Денис Кузьмин, директор физтех-школы биомедицины МФТИ, признался: «Я пробовал сдавать ЕГЭ по обоим предметам и понял, что физика мне далась гораздо проще, – сказал он. – Но это говорит только о том, что в направлениях, находящихся на стыках разных наук (биология – химия, физика – химия, биология – информатика и пр.) нужно одинаково хорошо разбираться во всех смежных науках. Поэтому нужно и дальше пробовать сдавать такие ЕГЭ, причём не только на выходе из школы, но и потом, уже в зрелом возрасте».*
Дмитрий Растягаев, проректор РосНОУ по информационным технологиям, не участвовал в сдаче экзамена, восхитился коллегами: «Они не побоялись этого испытания, а вот я бы сто раз подумал, так как совершенно не уверен, что сдал бы экзамен, – сказал он. – Ведь, во-первых, столько лет прошло с момента, как окончил школу, а во-вторых, ЕГЭ я никогда не сдавал, и имею о нём представление только как проректор. Конечно же, подозреваю, что участники этого экзамена не всё смогли решить – в силу либо неподготовленности к испытанию, либо из-за ограниченности по времени. Но главное в другом – люди всё равно решились на это и с честью выдержали экзамен, показав, что они тоже ещё что-то могут. Уверен: руководители и преподаватели вузов должны знать, что и как сдают абитуриенты, которые потом становятся их студентами, насколько всё это сложно или просто. Хотя, конечно, всему своё время – лично я бы сейчас никогда не сдал тот экзамен, который мне пришлось выдержать при поступлении в Физтех в годы моей юности. А выяснить уровень тех самых «остаточных знаний» полезно для всех, кто работает в вузе».*
«В первую очередь стоит напомнить, что экзамен по физике длится почти 4 часа, и написать его за 1 час — это задача не из легких. Ключевой вывод, к которому мы пришли за время многолетнего анализа школьных результатов ЕГЭ по физике — у выпускников школ наибольшие трудности вызывают практико-ориентированные задачи из второй части КИМ. Поэтому особенно впечатляет то, что практически все участники эксперимента успешно справились с задачами, в которых на основании физических законов и формул нужно было выстроить причинно- следственные связи», — резюмировала ответственный секретарь предметной комиссии ЕГЭ по физике города Москвы Лариса Капустина
Мероприятие стало не только проверкой «остаточных знаний», но и напоминанием: ЕГЭ — это не барьер, а ступень к профессии. Организаторы надеются, что опыт ректоров вдохновит школьников и учителей по всей стране.
*По материалу пресс-службы РосНОУ
Фото: Рособрнадзор