Минобрнауки выявило, что 32 % студентов-инженеров не завершают обучение
Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев назвал основные причины
На круглом столе, посвященному инженерному образованию и трудоустройству, фракции «Новые люди» заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев озвучил данные, согласно которым 32 % студентов инженерных направлений не завершают обучение в вузах, а по некоторым специальностям это значение достигает 40 %. Причины: низкие зарплаты в отрасли, снижение качества школьного образования и устаревшие учебные программы.
«По инженерным направлениям — до 32 %, а по некоторым направлениям — до 40 % за время учебы студентов-инженеров теряется. Мы сейчас реализуем по поручению президента исследование причин этой потери. Это огромный резерв, который не доходит до конца. Но второй резерв — это те, кто доходит до конца и получают диплом, защищают выпускную работу и трудоустраиваются. Наши исследования показали, что примерно только 75 % из выпускников-инженеров работают на должностях, традиционно требующих высшего образования», — доложил Афанасьев.
При этом до 30 % инженеров заняты в сферах, не связанных с их специальностью, например, в торговле микроэлектроникой: «И здесь одна из причин - это состояние рынка труда, уровень заработных плат. Здесь стыковка очень важна, ее надо отследить очень внимательно. Проблема здесь обозначена вами абсолютно точно. Это падение за последние десятилетия качества преподавания математических и естественно-научных дисциплин в средней школе. По поручению президента вместе с Минпросвещения под руководством МГУ и ряда ведущих вузов разработаны концепции совершенствования математического и естественно-научного образования в школе».
Меры, которые были предложены:
- Обновление школьных программ;
- Введение направлений, актуальных для рынка;
- Увеличение бюджетных мест по приоритетным специальностям;
- Пересмотр федеральных образовательных стандартов для соответствия запросам промышленности.
Однако есть и позитивные тенденции, например, в 2024 году впервые остановлено снижение числа школьников, выбирающих на ЕГЭ профильную математику и физику. «Рассчитываем, что это не разовая акция, а все-таки перспективный тренд», — отметил Афанасьев.
Напомним, что в этом году 43 % всех бюджетных мест будут распределены на направления, связанные с инженерией и современными технологиями. Наибольшее число бюджетных мест заложено на направления «Информатика», «Машиностроение» и «Строительство». Также, студенты, выбравшие приоритетные направления для поступления, смогут получить образовательный кредит с рекордно низкой процентной ставкой.
Мнение руководителей вузов о том, как изменились перспективы выпускников инженерных университетов с точки зрения успешности карьеры, размера доходов, престижности профессии за последние 15 лет можно прочитать в выпуске проекта «Вопрос ректору».