Справка
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) учреждён постановлением Совета народных комиссаров СССР № 748 от 13 декабря 1930 года на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта.
На момент организации МАДИ имел два факультета — дорожно-строительный и автомеханический. В годы первых пятилеток институт внес огромный вклад в процесс индустриализации страны. В 1931 году состоялся первый выпуск инженеров, и 36 молодых специалистов были направлены на строительство дорог, мостов и транспортных сооружений СССР.
К началу Великой Отечественной войны МАДИ подготовил уже несколько сотен специалистов, которые вписали доблестные страницы в героическую летопись Великой Победы. В послевоенное время выпускники института внесли большой вклад в восстановление народного хозяйства — их усилиями были отремонтированы тысячи мостов, сотни тысяч километров автомобильных дорог, строились и прокладывались новые путепроводы, тоннели и магистрал. Во многом благодаря усилиям выпускников вуза страна осваивала целину, нефтяные и газовые месторождения Восточной Сибири.
Трудовой путь университета отмечен многими наградами, среди которых — орден Трудового Красного Знамени «За заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства и развитии науки» (указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1980 года). В 1988 году университет награжден орденом Дружбы Вьетнама (указ Госсовета Республики Вьетнам от 18 марта 1988 года), а в 2017 году — орденом Дружбы Республики Лаос.
В 1982 году вуз стал техническим университетом, а с 2010 года его полное наименование — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)».
Сегодня МАДИ — один из крупнейших вузов России, ведущий научно-образовательный и методический центр подготовки бакалавров, специалистов, магистров и научных кадров. Их усилиями обеспечивается реализация приоритетных государственных программ внедрения технологий «цифровой экономики», развивается реальное импортозамещение с высокими индикаторами безопасности социальной среды на предприятиях дорожно-строительного комплекса, автомобильного транспорта, машиностроительных предприятиях промышленности и торговли, заводах по производству транспортной, дорожно-строительной, коммунальной, аэродромной и специальной техники.
Сегодня МАДИ занимает 61 место в рейтинге лучших вузов России RAEX-100 (2020 год) и 26 место в рейтинге ВУЗов Москвы. В 2018 году экономический совет Содружества Независимых государств придал МАДИ статус базовой организации государств — участников СНГ.
В настоящее время в МАДИ обучается более 7 000 студентов по 35 направлениям подготовки бакалавриата, 10 программам специалитета, 36 направлениям подготовки магистратуры, а также по 18 программам подготовки научно-педагогических кадров.
Образовательная деятельность МАДИ осуществляется в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 ноября 2016 года №2474 и свидетельством о государственной аккредитации от 19 января 2017 года №2476. В университете успешно работают 11 факультетов, 4 филиала, 49 кафедр (из них 22 — выпускающих), 9 вузовских НИИ и свыше 90 лабораторий. На загородном полигоне МАДИ функционирует научно-исследовательский центр.
Учебный процесс на высочайшем уровне обеспечивает профессорско-преподавательский состав, насчитывающий свыше 700 человек. Свыше 67 % преподавателей и сотрудников имеют ученые степени и звания, более 12% — доктора наук. Более 75 % преподавателей сотрудничают с университетом на штатной основе. Многие учёные МАДИ являются лауреатами Государственных премий, премий правительства и Президента Российской Федерации.
Университет ведёт большую работу в рамках Федерального учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов. Функционирует Институт повышения квалификации специалистов транспортно-дорожного комплекса, в составе которого работают Центр переподготовки и повышения квалификации, Школа Бизнеса и Центр инженерной педагогики.
На базе МАДИ создан и успешно функционирует Центр инноваций в инженерном образовании. Работу с абитуриентами, кроме факультета довузовской подготовки, ведёт учебный комплекс «Московский центр автомобильно-дорожного образования», в 2004 году преобразованный в «Московский центр автомобильно-дорожного образования». Одной из площадок научных исследований магистрантов является Научно-образовательный центр инновационных технологий в логистике — структурное подразделение факультета логистики и общетранспортных проблем.
МАДИ — победитель всероссийского проекта «Лучшие образовательные проекты инновационной России» по основным образовательным программам. Среди них — менеджмент, наземные транспортно-технологические комплексы, строительство, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, логистика и управление цепями поставок, автомобили и автомобильное хозяйство, автомобильные дороги и аэродромы, технология транспортных процессов, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
Главная задача университета на протяжении многих лет остается неизменной – обеспечение научно-технической, кадровой и образовательной составляющих эффективной и безопасной дорожной инфраструктуры России, автомобильного и городского транспорта, специального машиностроения в целях устойчивого и безопасного функционирования экономики и создания комфортной автотранспортной среды.
В МАДИ продуктивно работают научные школы по 3-м ключевым направлениям:
- фундаментальные исследования в области математики, инновационных ультразвуковых технологий, нанотехнологий, интеллектуальных и самовосстанавливающихся материалов. В этой области работает 5 кафедр;
- прикладные исследования в области дорожного строительства, автомобильного транспорта, силовых установок, техносферной безопасности, дорожных и технологических машин. Исследования в этих научных областях проводят 16 кафедр;
- перспективные исследования в области разработки и совершенствования интеллектуальных транспортных систем, логистики и транспортной телематики — их ведут 6 кафедр вуза.
На основе конструкторских разработок учёных МАДИ созданы уникальные научные установки. Среди них — полигонно-тестовый комплекс «Умная дорога» и универсальный колёсный стенд КУИДМ-2 «Карусель». Для эффективного развития научного предпринимательства на полигоне МАДИ реализуется программа создания бизнес-инкубатора.
В университете разработаны и успешно используются специализированные передвижные дорожные лаборатории с уникальными приборами и оборудованием для комплексного обследования и мониторинга дорожных объектов. Прошли опытно-производственную апробацию инновационные материалы и технологии с повышенными структурно-механическими и транспортно- эксплуатационными характеристиками.
В рамках Программы «Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах» в МАДИ созданы испытательные комплексы для уникальных исследований в области транспортного строительства и разработки интеллектуальных транспортных систем. Функционирует и развивается инновационная инфраструктура, включающая в себя, в том числе, 13 малых инновационных предприятий университета.
В МАДИ созданы 3 аккредитованные площадки экспертного отбора заявок по программе грантовой поддержки талантливой молодежи «УМНИК»—«Москва-ВЕК-21» по следующим направлениям:
- «Цифровые технологии»;
- «Новые материалы и химические технологии»;
- «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии».
Гранты предоставляются Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на выполнение научно-исследовательских работ в рамках инновационных проектов.
В университете функционирует аккредитованная площадка финального отбора конкурса грантов «УМНИК-Автонет». Гранты предоставляются Фондом содействия инновациям и рабочей группой госпрограммы Национальной технологической инициативы (НТИ). Рабочими комиссиями экспертов было рассмотрено более 130 заявок студентов. Неоднократными победителями конкурса являются и студенты МАДИ.
Более 300 студентов университета ежегодно участвуют в научных конференциях, регулярно публикуют результаты своих исследований в изданиях, входящих в глобальные базы научного цитированиям Scopus и Web of Science, научных журналах из перечня ВАК РФ, сборниках докладов научно-практических конференций. Студенты принимают активное участие в проектах департаментов правительства Москвы, министерств и ведомств РФ, Правительства России.
Настоящей точкой притяжения инновационных идей молодых мадийцев является центр студенческих инженерных проектов. В Центре инженерных проектов студенты, под руководством лучших преподавателей, в партнерстве с ведущими промышленными партнерами занимаются созданием гоночных болидов и мототехники, участвуют в соревнованиях. Команда центра регулярно представляет свои разработки на авторитетных выставках и форумах. Среди них — Московский автосалон, Электротранс, Мотовесна, Образование и карьера, Фестиваль науки О+, НТТМ, Архимед, Мотозима, Ночь музеев TECHNOCAREER, INSIDE-R и многие другие.
Центр реализует комплекс молодежных инженерных инициатив:
- Formula MADI (Формула МАДИ) — проект, аккумулировавший наработки старейших инженерных команд университета — Formula Student и Formula Electric. Настоящее время команда проекта занимается созданием беспилотного электроболида;
- Baja MADI (Баха МАДИ) — команда, образованная в 2015 году, и уже успевшая построить два автомобиля-багги по регламентам SAE и FIA, а также принять победное участие в международных соревнованиях в Испании;
- Smart Moto (Смарт Мото) — проект, посвященный конструированию одноколейных транспортных средств; за время его существования студентами построено несколько электромотоциклов;
- мотоклуб «MADI moto» — первый и крупнейший студенческий мотоклуб России;
- Shell Eco-marathon (Шелл эко-марафон) — международное соревнование, объединяющее более 150 университетов из 30 стран мира в соревнованиях транспортных средств на топливную экономичность;
- «Реставрация авто- и мототехники» — проект для студентов, которые интересуются устройством и реставрацией антикварных автомобилей.
- «Тюнинг ателье МАДИ» — объединяет любителей передового дизайна, тюнинга и технического совершенствования автомобилей.
На базе МАДИ активно функционирует волонтерский центр, завоевавший авторитет при организации и проведении крупных университетских, городских, всероссийских и международных мероприятий. В 2014 году волонтеры МАДИ принимали активное участие в организации и проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи, заслужив благодарность Президента России В. В. Путина. Более 600 волонтеров принимали участие в обеспечении Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 по профильным для университета направлениям «Транспорт» и «IT технологии».
Студенты МАДИ — участники движения студенческих отрядов — участвовали в мероприятиях Центрального штаба и Московского регионального отделения студенческих отрядов.
Университет активно развивает международное сотрудничество, основанное на принципах открытого, универсального, развивающего и инновационного обучения. Ключевыми направлениями международной деятельности МАДИ являются:
- развитие взаимодействия с ведущими зарубежными научно-образовательными и промышленными партнерами;
- продвижение МАДИ на международном рынке научно-образовательных услуг;
- содействие в развитии научного сотрудничества, организация участия учёных, студентов и аспирантов в международных научно-практических проектах;
- развитие программ студенческой и преподавательской академической мобильности;
- подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран;
- деятельность в статусе базовой организации стран СНГ и др.
МАДИ организует работу в рамках более 90 заключенных договоров с университетами, научно-исследовательскими центрами, международными организациями и государственными структурами 40 стран мира. Действует 5 соглашений в рамках программы академических обменов Европейского союза Эразмус+. Осуществляется активное взаимодействие с Ассоциацией технических университетов России и Китая. Крепнут партнерские связи с вузами стран ближнего (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и др.) и дальнего зарубежья.
Университет активно развивает международное сотрудничество в области преподавательских и студенческих академических обменов. Магистранты и аспиранты университета проходят обучение в ведущих университетах Китая, в том числе, по грантам правительства КНР. Студенты МАДИ в течение семестра проходили обучение в Версальском университете Сен-Кантен-ан-Ивелин, принимали участие в тематических школах и научных конференциях в Германии, Казахстане, Китае, Киргизии.
В рамках программ въездной академической мобильности МАДИ неоднократно принимал студентов из Казахско-Немецкого университета в Алматы и Гданьского Политехнического университета (Польша), стажеров из Ташкентского института проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, Джизакского политехнического института и Каршинского инженерно-экономического института (Узбекистан).
В рамках программ преподавательской мобильности профессора МАДИ читают циклы лекций в Гданьском политехническом университете (Польша), Ханойском технологическом университете им. Ле Куи Дона, Казахском национальном техническом университете им. К.И.Сатпаева, Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им. Д. Серикбаева и других университетах мира.
К учебному процессу МАДИ также активно привлекаются иностранные профессора и ведущие эксперты. Преподаватели Пармского университета (Италия) провели в МАДИ два цикла лекций. Реализуются программы стажировок преподавателей иностранных вузов в соответствии с «дорожными картами» межуниверситетского сотрудничества.
Университетом реализуются программы стажировок для студентов Гданьского Политехнического университета (Польша), Восточно-Казахстанского государственного технического университета, НАО «Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева», Белорусско-Российского университета и других вузов.
МАДИ обучает студентов по программам двойных дипломов. Студенты проходят обучение по совместной образовательной программе с Версальским университетом Сен-Кантен-ан-Ивелин (Франция) по техносферной безопасности. Совместно с университетом им. Отто-фон-Герике (г. Магдебург, ФРГ) ведется обучение магистрантов по программе «Логистика в транспортных системах». Магистранты МАДИ имеют возможность, без увеличения общей продолжительности обучения, получить российский и германский дипломы магистра по направлению «Инженер-экономист по логистике». Обучение по программе ведётся на русском и немецком языках.
МАДИ принимает участие в мероприятиях по набору студентов по линии Федерального агентства по делам СНГ и Россотрудничества. Вуз принимает участие в проекте «Время учиться в России!», целью которых является отбор лучших абитуриентов, в Монголии, Вьетнаме, Китае, Албании и Казахстане.
Университет является соучредителем Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО), в состав которой входят свыше 240 вузов России, Монголии, США, Китая, Индии.
Нынешнее поколение мадийцев продолжает славные традиции университета. Целью своего развития коллектив МАДИ видит в том, чтобы стать системным интегратором транспортного образования, науки и инновационной деятельности России.