РСР обсудил направления развития системы высшего образования в России
В МГУ имени М. В. Ломоносова 19 апреля состоялось расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров (РСР), в работе которого приняли участие президент РСР и ректор МГУ Виктор Садовничий, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, помощник президента России Андрей Фурсенко, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, а также президенты, ректоры и другие полномочные представители российских вузов.
Открывая заседание, президент РСР и ректор МГУ Виктор Садовничий напомнил, что в февральском выступлении перед Федеральным Собранием президент России Владимир Путин поставил конкретные и важные задачи, которые предстоит решить российской высшей школе.
«Надо сказать, что всех нас объединяет общий подход, общий взгляд на перспективу развития высшего образования. Его и сформулировал в своем послании президент, сказав, что нам, цитирую, "необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий". Мы исходим из того, что главное конкурентное преимущество отечественной системы образования, ее основополагающий принцип — фундаментальность. На этом мы стояли, стоим и стоять будем», — сказал Виктор Садовничий.
Он отметил, что еще с 1992 года российское законодательство предусматривало разделение высшего образования на два уровня: бакалавриат и магистратуру. При этом выпускник специалитета мог поступить в магистратуру на бюджетной основе. Таким образом, российская система высшего образования до 2010 года, будучи традиционно фундаментальной, в то же время имела ресурс определенной гибкости, давала возможность выбирать образовательные траектории и получать дополнительные квалификации.
Когда совершался законодательно установленный переход на двухуровневую Болонскую систему образования, Московский университет сохранил специалитет для основных, фундаментальных специальностей. Затем по этому пути пошли и некоторые другие университеты.
Тем не менее, сегодня структура подготовки кадров — это 80 % бакалавриата и 20 % специалитета. «Если мы говорим о совершенствовании системы образования, то это соотношение должно быть изменено. Нам нужна, как сказал президент, подготовка квалифицированных специалистов. И срок обучения для фундаментальной подготовки высококвалифицированного специалиста, на наш взгляд, должен быть не менее пяти лет», — подчеркнул Виктор Садовничий.
Отдельное внимание в своем выступлении (полный текст речи главы РСР можно посмотреть здесь) он уделил развитию аспирантуры, как важнейшему элементу подготовки научных и педагогических кадров. По словам Садовничего, основные задачи развития аспирантуры включают ее переход от третьего уровня высшего образования к первой ступени научной и педагогической работы молодого ученого, а также поддержку научных исследований аспирантов, в том числе расширение форм материальной поддержки, позволяющих сконцентрироваться на подготовке диссертации.
Виктор Садовничий также отметил важную роль Российского Союза ректоров в развитии международного сотрудничества российских вузов. В последнее время одним из приоритетов работы РСР стало развитие международных межвузовских ассоциаций, различные формы сетевого сотрудничества.
Так, по инициативе РСР было создано 10 международных межвузовских ассоциаций — двусторонних и многосторонних. С их деятельностью связано проведение форумов ректоров университетов России и зарубежных стран. Начиная с 2000 года проведено более 70 таких форумов, в которых приняли участие более 5 тыс. руководителей университетов разных стран мира.
Развиваются международные научно-образовательные сетевые проекты, в том числе сетевые университеты. Это сетевые университеты СНГ, ШОС, БРИКС, Российско-Африканский сетевой университет, а также созданный в прошлом году Евразийский сетевой университет, в состав которого входят 21 университет из России и стран-членов ЕАЭС. 3 марта состоялся Форум этого сетевого университета.
Виктор Садовничий также отметил, что с середины 90-х годов развивается сеть филиалов российских вузов за рубежом, которые служат сохранению единого образовательного пространства, распространению русского языка и культуры. Наибольшее их количество (31 филиал) находится в странах евразийского пространства; 5 из них созданы МГУ по просьбе руководства этих стран. Российское академическое сообщество продолжит работу над расширением зарубежной филиальной сети российских университетов и форматов выхода российских образовательных программ и университетов за рубеж.
О новых подходах к формированию системы высшего образования в России в ходе своего выступления рассказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он отметил, что необходимо уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета и прийти к гибкой системе образования, оперативно реагирующей на изменяющиеся условия на рынке туда.
Так, министерство предлагает вместо бакалавриата и специалитета ввести базовое (основное) высшее образование со сроком обучения от четырех до шести лет. Вместо магистратуры (ординатуры, ассистентуры-стажировки) предлагается ввести специализированное высшее образование со сроком обучения один-два года, при этом поступить на этот уровень, в том числе на конкурсной основе, смогут только лица, имеющие базовое высшее образование. Аспирантуру предложено выделить в отдельный уровень образования, который будет направлен на подготовку научных и научно-педагогических кадров.
«Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности», — подчеркнул министр.
Он добавил, что новые подходы к формированию российской системы высшего образования требуют обсуждения в академическом сообществе совместно с работодателями и регулирующими органами власти. Также, по словам Фалькова, действующие перечни специальностей и направлений подготовки будут пересмотрены, так как отдельные наименования укрупненных групп и направлений не соответствуют актуальным потребностям рынка труда. Новые перечни образовательных программ базового и специализированного высшего образования должны будут содержать наименования программ в соответствии с передовыми технологиями и требованиями рынка труда, а квалификации — отражать область профессиональной деятельности выпускника.
Также необходимо усовершенствовать процедуру приема в магистратуру: это программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования; при этом такое образование должно стать более престижным уровнем, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест.
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко, в свою очередь, предложил включать в дипломы выпускников вузов приложения, которые бы говорили о степени подготовки специалистов.
«Диплом должен давать работодателю адекватную оценку того, на что способен его выпускник», — сказал Фурсенко, предложив обсудить этот вопрос с работодателями.
Также, по его словам, работодателей необходимо привлекать к участию в приеме экзаменов в магистратуру.
Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила важность грамотного психологического сопровождения образовательного процесса, создания психологических служб в вузах. Кроме того, она предложила создать единую цифровую платформу, на которой были бы представлены потребности рынка труда и регионов в специалистах.
Председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев поддержал предложения главы Минобрнауки России, при этом подчеркнув, что «любые принимаемые меры, на что обращает тревога нашего избирателя, не должны ухудшать правовое положение граждан, которые получили образование при прежней системе».
Внедрение новой системы образования должно быть поэтапным, а ее апробация возможна в рамках пилотных проектов, заявил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов.
Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий поддержал предложение сделать основным уровнем образования специалитет, особенно в сфере инженерно-технического образования. Он также отметил, что для подготовки высококвалифицированных кадров необходимо вовлечение индустриальных партнеров с организацией площадок для прохождения студентами практики.
В завершение заседания глава РСР Виктор Садовничий призвал академическое сообщество принять активное участие в обсуждении представленных предложений по трансформации системы высшего образования в России, в том числе на уровне региональных Советов ректоров.
ФОТО: Пресс-служба МГУ