«Вуз столкнулся со слабой заинтересованностью в заказе на подготовку кадров от представителей индустрии и бизнеса»
Галина Мерзлякова, ректор Удмуртского госуниверситета
— Закончился первый год участия российских вузов в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Какие пробелы в стратегии развития Вашего вуза эта программа помогла выявить? Что за прошедший год удалось, а что не удалось реализовать в сравнении с изначальными планами?
— Программа, в первую очередь, явственно показала, каким открытым и интегрированным во внешние процессы должен быть современный вуз. Его развитие во многом зависит от внешних факторов. Так, при формировании новых образовательных программ вуз столкнулся с рядом проблем. Среди них — слабая заинтересованность в заказе на подготовку кадров представителей индустрии и бизнеса, отсутствие запроса на «фронтирные» компетенции.
Мы берем курс на расширение и углубление научно-исследовательской политики и понимаем, что на региональном уровне в должной мере не формируется запрос промышленности по развитию перспективных направлений, разработке передовых технологий. Отмечаем недостаточный объем мер государственной поддержки, стимулирования участников НИОКР, сталкиваемся с неэффективной системой закупок высокотехнологичного оборудования для развития производственной инфраструктуры.
И это лишь некоторые проблемы, решение которых мы ищем через различные формы кооперации, создание консорциумов, через более плотную работу с региональной властью. Чисто вузовской проблемой можно назвать управление человеческим капиталом. Сложно повысить неконкурентоспособный уровень оплаты труда НПР, и мы испытываем недостаток кадров для выполнения исполнительской деятельности в реализации проектов, есть дефицит качественного человеческого капитала, особенно в ИТ-сфере, лидеров по приоритетным направлениям развития университета. Нужно решать вопрос по закреплению оптимального объема учебной нагрузки за молодыми преподавателями, которые при этом работают многофункционально.
Весь год мы корректировали свои изначальные планы, составленные разнообразно по всем направлениям. Пришло понимание приоритетных действий, на которых нужно сконцентрировать человеческие и финансовые ресурсы. Мы планировали реализовать 5 стратегических проектов, и работа по ним, безусловно, шла. Но прорывными для нас оказались проекты «Центр смарт-компетенций» (это Центр аддитивных технологий; внедрение и использование отечественного ПО; подготовка кадров для ИТ-сектора) и «Новое качество жизни» (развитие в Удмуртии зеленого строительства и отрасли обращения с отходами).
Теперь мы предлагаем сократить количество стратегических проектов до трех и сконцентрировать их на технологических направлениях.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о промежуточных итогах участия в программе «Приоритет-2030», смотрите здесь.