«Всё меньше школьников выбирают сдавать физику»
Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета
— Государство постоянно декларирует всемерную поддержку инженерных вузов, но при этом среди специальностей с наиболее высоким (по среднему баллу ЕГЭ) уровнем подготовки абитуриентов мало инженерных направлений. Почему так получается?
— Это не совсем так. Значения среднего балла ЕГЭ по отдельным предметам варьируются в зависимости от региона и года. Определенно можно сказать, что стабильно самый высокий средний балл ЕГЭ в стране вообще и в регионах — по русскому языку. Было бы странно и даже шокирующе, если бы экзамен по национальному языку школьники сдавали плохо. Но, например, по данным за 2021 год, выпускники российских школ информатику и географию сдали лучше, чем обществознание, по которому всегда высокие баллы.
В Томском политехе проходные и средние баллы ЕГЭ всегда были ощутимо выше, чем рекомендованные или средние по стране. Но где мы точно видим проблемы, и цифры результатов ЕГЭ это подтверждают — школьники плохо сдают физику и математику. Более того, все меньше школьников вообще выбирают сдавать физику. В Томской области в прошлом году ЕГЭ по этому предмету сдали меньше 900 человек. А только в Томском политехе, где 92 % направления — инженерные, было больше 3,5 тыс. бюджетных мест. Во многих регионах та же картина. Причины такого положения дел — это целый набор факторов. От нехватки хороших учителей физики в школах до исторических и инфраструктурных.
Что университеты могут сделать со своей стороны? Томский политех, например, много лет и на регулярной основе проводит бесплатные занятия для школьников по подготовке к экзаменам — это наш проект «Университетские субботы». Есть краткосрочные программы, долгосрочные курсы. Отдельная глубокая работа у нас идет с опорными школами ТПУ в разных регионах.
У нас есть Лицей при ТПУ. Его выпускники, кстати, ежегодно в лидерах региона по числу стобалльников. А это значит, что можно находить инструменты и модели эффективного преподавания физмат дисциплин.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об уровне подготовки абитуриентов, поступающих на инженерные направления, смотрите здесь.