Определены 30 вузов РФ, на базе которых создадут передовые инженерные школы
В 2022 году победители получат гранты по 84,5 млн рублей.
30 передовых инженерных школ появятся в 15 субъектах России. О подведении итогов конкурсного отбора сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. На заседании правительства он отметил, что в конкурсе участвовали 89 вузов из 45 разных регионов страны. В 2022 году победители, представившие наиболее проработанные программы, получат гранты по 84,5 млн рублей.
Всего на создание инженерных школ в бюджете на ближайшие 2,5 года заложено свыше 30 млрд рублей. В этом году грантовая поддержка вузов-победителей со стороны государства составит 2,5 млрд рублей. Еще около 4 млрд рублей будет направлено технологическими партнерами.
«Инженерные школы помогут развитию инновационных производств внутри страны, что обеспечит лучшим выпускникам интересную и перспективную работу», — отметил Михаил Мишустин.
По итогам первого отбора 30 вузов — победителей проекта «Передовые инженерные школы» распределились по регионам, которые формируют научно-промышленный каркас страны, сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, передает пресс-служба Минобрнауки России.
«Как подчеркнул Президент на пленарной сессии ПМЭФ, нам необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета страны. И ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, должны быть российскими. Этого невозможно достичь без подготовки квалифицированных кадров на местах. Вузы, победившие в конкурсе, расположены в 15 субъектах России, которые формируют научно-промышленный каркас страны. Отобранные 30 передовых инженерных школ выпустят первые 2,5 тысячи специалистов в 2024 году», — сказал Дмитрий Чернышенко.
Наибольшее число университетов представляют Приволжский (9 вузов), Центральный (8 вузов) и Северо-Западный федеральный округ (5 вузов). На четвертом месте Сибирский (4 вуза), на пятом — Южный федеральный округ (2 вуза). В Дальневосточном и Уральском федеральных округах отобрано по 1 вузу.
Дмитрий Чернышенко добавил, что в рамках реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» к 2024 году 28 тыс. преподавателей повысят квалификацию и пройдут стажировки в высокотехнологичных компаниях, будет выделено свыше тысячи грантов на прохождение практик, а также создано более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с технологическими партнерами.
Все университеты, прошедшие отбор, поддержали крупные технологические предприятия, рассказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
«На данный момент участие в проекте принимает более 40 индустриальных партнеров, которые специализируются на биотехнологиях в сельском хозяйстве, машиностроении, химической промышленности, авиационной и ракетно-космической технике, ядерной энергетике, медицинском приборостроении, информационных технологиях. Инженерные школы сократят путь молодого специалиста от получения теоретических знаний к практике. Проект вызвал огромный интерес, как у вузов, так и у высокотехнологичных компаний по всей России. Уже сейчас понятно, насколько востребована эта работа, и мы уже вышли с инициативой в Правительство РФ о проведении второго этапа конкурса осенью текущего года», — подчеркнул Валерий Фальков.
Среди индустриальных партнеров вузов — ПАО «Камаз», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Сибур», «Газпром нефть», «Татнефть», «Норильск телеком», «Объединенная двигательная корпорация», «Завод электротехнического оборудования», «Объединенная приборостроительная корпорация» и другие.
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров отметил, что проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Партнерство вузов с компаниями позволит обеспечить новый уровень инженерной подготовки, что в итоге скажется на создании прорывных разработок.
«Еще одним плюсом станет трудоустройство подготовленных кадров. Минпромторг России принимал активное участие в проведении конкурса и оценке заявок на создание передовых инженерных школ. Важными критериями для победы были амбициозность программы развития, соответствие национальным целям и стратегиям социально-экономического развития субъектов РФ. При подготовке программ мы делали акцент на формировании компетенций, необходимых для развития технологического суверенитета. Особое внимание уделено опыту заявителей по созданию инфраструктуры инжиниринговых центров и центров инженерных разработок, а также значимости инженерных школ для освоения производства критических комплектующих», — прокомментировал Денис Мантуров.
Вузы — победители отбора федерального проекта «Передовые инженерные школы» и направления их деятельности:
— Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (направления: искусственный интеллект и цифровые технологии, передовые производственные технологии),
— Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (направление: химическое машиностроение и технологии),
— Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (направление: искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (направление: искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (направления: электроника, радиотехника и системы связи),
— Национальный исследовательский Томский политехнический университет (направления: ядерная энергетика и технологии, искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Московский авиационный институт (направления: авиационная и ракетно-космическая техника, двигателестроение),
— Университет Иннополис (направление: программная инженерия),
— Южный федеральный университет (направление: искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (направление: атомное машиностроение),
— Псковский государственный университет (направление: тяжелое машиностроение),
— Национальный исследовательский Томский государственный университет (направления: пищевая промышленность, искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (направления: авиационная и ракетно-космическая техника, искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (направление: искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Пермский национальный исследовательский политехнический университет (направления: двигателестроение, искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Уфимский государственный авиационный технический университет (направление: двигателестроение),
— Дальневосточный федеральный университет (направление: биотехнологии),
— Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (направление: авиационная и ракетно-космическая техника),
— Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (направление: авиационная и ракетно-космическая техника),
— Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I (направление: биотехнологии в сельском хозяйстве),
— Казанский (Приволжский) федеральный университет (направление: машиностроение),
— Донской государственный технический университет (направление: сельскохозяйственное машиностроение),
— Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (направления: искусственный интеллект и цифровые технологии, передовые производственные технологии),
— Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (направление: искусственный интеллект и цифровые технологии),
— Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) (направление: медицинское приборостроение),
— Национальный исследовательский университет ИТМО (направление: биотехнологии),
— Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова (направление: медицинское приборостроение),
— Казанский национальный исследовательский технологический университет (направление: химическая промышленность),
— Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева (направление: авиационная и ракетно-космическая техника),
— Самарский государственный медицинский университет (направление: медицинское приборостроение).
ФОТО: ThisisEngineering RAEng // unsplash.com