Передовые инженерные школы как один из инструментов модернизации российской экономики
22 августа 2022 г. 20:00

Передовые инженерные школы как один из инструментов модернизации российской экономики

Тип материала: Новость
Регион: -
Источник: СМИ и другие медиа

Ректоры РФ обсудили реализацию проекта создания инженерных школ в вузах.

В пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы». В обсуждении проекта приняли участие директор департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталий Гришкин, и.о. директора ФГАНУ «Социоцентр» (один из операторов проекта) Ирина Жукова, а также ректоры и представители ведущих российских университетов.

Около 90 млрд рублей будет направлено на финансирование передовых инженерных школ до 2030 года, рассказал в ходе своего выступления Виталий Гришкин. Ожидается, что к этому времени их выпускниками станут 40 тыс. человек, а более 5 тыс. преподавателей пройдут повышение квалификации и переподготовки по основным стратегическим направлениям развития страны.

Высокий уровень поданных заявок от вузов в ходе отборочного этапа отметила Ирина Жукова. Она также добавила, что Совет по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ вышел с предложением провести вторую волну отбора вузов, и эта инициатива была поддержана, «вопрос сейчас прорабатывается».

При этом любой университет может создать собственную инженерную школу в сотрудничестве с индустриальными партерами в независимости от участия в проекте, подчеркнул ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко (5 место среди российских вузов в рейтинге «Три миссии университета»/2021 и 4 место в RAEX-100/2022), отметив, что такие примеры уже есть. МИФИ, в свою очередь, также планирует создать еще одну инженерную школу «в одном из тех направлений, которые не представлены ни в одной из выигравших заявок».

Кроме того, НИЯУ МИФИ  был назначен оператором проекта, ответственным за его экспертно-методическое и методологическое сопровождение. По словам Владимира Шевченко, вуз будет определять лучшие образовательные и деятельные практики, которые «могут быть упакованы и транслированы за пределы 30 передовых инженерных школ на всю систему инженерного образования страны».

Ректор Томского политехнического университета (ТПУ; 10 и 8 места) Дмитрий Седнев рассказал, что отличительной особенностью инженерной школы «Интеллектуальные энергетические системы» вуза станет отраслевая кросснаправленность.

«В рамках нашей инженерной школы мы выстроили взаимодействие между представителями атомной и нефтегазовой сферы, компаний «Россети», которые уже между собой вырабатывают профиль общих компетенций для энергетика, которого они хотели бы видеть у себя в компании, — сказал Дмитрий Седнев. — Что еще более важно — это открытый диалог об общих инженерных решениях, которые касаются цифровой сферы, роботизации выстраивания безлюдных производств. Я абсолютно убежден, что, помимо выстраивания инженерной школы только в нашем университете, также включим сюда университеты-партнеры, которые примут наши модели. И это будет как раз тем отчуждаемым результатом в научно-образовательной сфере, который можно будет инсталлировать и сделать инженерную подготовку широкомасштабной и качественной в рамках всей нашей страны». 

Донской государственный технический университет (ДГТУ; 87-112 и 78 места) стал единственным вузом-участником проекта по направлению сельскохозяйственного машиностроения, заметил его ректор Бесарион Месхи. Ключевым партнером университета в рамках проекта стал «Ростсельмаш», в сотрудничестве с которым в ДГТУ будет создано новое структурное подразделение — Институт передового машиностроения агротехники.

«Мы получили финансовую поддержку в размере более 84 млн рублей в этом году. Параллельно 32 % дает наш партнер, 20 млн дает Ростовская область. Это совокупность создания совершенно новых лабораторий, наш университет подготовил под это отдельный корпус», — уточнил Бесарион Месхи.  

России не хватает специалистов смешанного профиля, которые понимали бы медицинские проблемы и владели бы инженерными знаниями и навыками для их решения, отметил директор Передовой медицинской инженерной школы Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ; 51-62 и 48 места) Антон Иващенко. Основной задачей инженерной школы СамГМУ станет подготовка инженерных кадров, которые будут создавать новую медицинскую технику, средства реабилитации и диагностики, телемедицинские системы и другое.

«Совместно с нашими индустриальными партнерами и высокотехнологическими компаниями мы проработали основные фронтирные и инженерно-медицинские задачи, и решение этих задач должно способствовать нашему технологическому суверенитету именно в инженерно-медицинской деятельности, в разработке нового оборудования и изделий медицинского назначения, а также программных продуктов для системы здравоохранения, включая технологии искусственного интеллекта», — сказал Антон Иващенко.

Он также добавил, что в софинансировании исследовательской деятельности школы участвуют восемь технологических партнеров вуза, было открыто четыре направления деятельности, соответствующие четырем магистратурам: по нейротехнологиям, бионическим системам, по цифровому здравоохранению и телемедицине, а также по биоинженерии. 

Задачей передовой инженерной школы Союзного государства, которая создается совместно с Белорусским национальным техническим университетом (БНТУ; 1401-1500 в международном рейтинге «Три миссии университета»/2021), станет подготовка межотраслевого инженера, рассказала ректор Псковского государственного университета (15 место в локальном рейтинге вузов СЗФО/2021) Наталья Ильина. Международный проект позволит получить два «продукта» — новых студентов и новые технологии и материалы в части станкостроения.

«Первый продукт — внутренний — это когда две страны, два вуза получат новых студентов в непрерывной цепочке начиная от тематических инженерных классов, которые будут в Ленинградской, Псковской, Витебской и Минской областях, это раз, второе — это бакалавриат и магистратура. Внутри этого бакалавриата и магистратуры появится абсолютно законченная модель так называемого мобильного модуля, когда в учебном плане сразу же заложены перекрестные практики между белорусскими и российскими индустриальными партнерами, а также модули, когда в технопарке Белорусского национального технического университета будут проходить образовательные модули студенты Псковского госуниверситета и других вузов. Внутри этого продукта рождается и внешний продукт», — сказала Наталья Ильина.