Мордовский госуниверситет расширит практику проведения демонстрационного экзамена
13 сентября 2022 г. 15:05

Мордовский госуниверситет расширит практику проведения демонстрационного экзамена

Тип материала: Новость
Регион: Республика Мордовия

Он позволит оценить практические навыки студентов.

В МГУ им. Н. П. Огарёва (72-86 место среди российских вузов в рейтинге «Три миссии университета»/2022 и 97 место в RAEX-100/2022) планируют расширить практику проведения демонстрационного экзамена для оценки уровня подготовки студентов. Об этом рассказал ректор вуза Дмитрий Глушко, его слова передает пресс-служба Мордовского госуниверситета. 

«В МГУ им. Н.П. Огарёва сложилась практика проведения демонстрационного экзамена по трем направлениям: «Туризм», «Веб-технологии» и «Предпринимательство». Перед нами стоит задача ввести демонстрационный экзамен по всем направления подготовки в Рузаевском институте машиностроения. В первую очередь, необходимо внедрить его в программы среднего профессионального образования, где он является обязательным. Далее в программы бакалавриата и специалитета, где различные модули в компетенциях могут быть использованы для промежуточной аттестации. Они станут полезными для подтверждения факта наличия практических навыков в соответствии с профессиональными стандартами», — поделился планами Дмитрий Глушко на экспертной сессии «Демонстрационный экзамен — история проекта: от идеи до реализации» 

10 сентября в рамках деловой программы в МГУ им. Н.П. Огарёва подвели итоги 5-летней реализации демонстрационного экзамена как новой формы проверки знаний обучающихся. Его внедрение в систему профессионального образования России способствовало формированию на федеральном уровне системы мониторинга качества подготовки кадров по программам среднего профессионального образования. У истоков создания демонстрационного экзамена стоял ректор МГУ им. Н.П. Огарёва Дмитрий Глушко.

Цель демонстрационного экзамена — объективная оценка профессиональных навыков на понятном для индустрии языке, в сравнении с лучшими мировыми практиками. В отличие от обычного выпускного экзамена специалисты какого-либо профиля выполняют одинаковые задания на единой инфраструктуре в соответствии с единой методикой оценки, которую осуществляют эксперты, прошедшие соответствующую подготовку.

Дмитрий Глушко подчеркнул, что создание данного движения было связано с поставленной президентом РФ задачей готовить профессиональные кадры в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.

В 2016 году в качестве эксперимента было проведено два демонстрационных экзамена в компетенциях «Сварочные технологии» и «Электромонтаж». Предполагалось, что выданный по итогам скиллс-паспорт четко покажет работодателю навыки, которыми обладает студент. Сегодня в скиллс-паспорте может быть отражено от 50 до 300 различных аспектов квалификации.

«Демонстрационный экзамен — это революционное явление в сфере профессионального образования. Работодатели раньше говорили: приводите выпускников, мы их сами научим и переучим. Теперь все перевернулось. Организации просят готового специалиста. Демонстрационный экзамен помог отразить навыки ребят с точки зрения практики. Адаптация наших выпускников сократилось с 3 месяцев до 1 недели. Теперь работодатели говорят, что они (выпускники) могут делать всё», — пояснила менеджер компетенции «Хлебопечение» WorldSkills Russia Наталья Кожа.

После 2017 года волна внедрения демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации прошлась по всей стране. 

«С 2021 года результаты демонстрационного экзамена влияют на аккредитацию образовательного учреждения. За пять лет уровень соответствия навыков выпускаемых специалистов международным стандартам увеличился втрое. Уровень безработицы значительно сократился в Мурманской, Свердловской областях, а также Красноярском, Хабаровском и Пермском краях. Очень показательным является и отношение работодателей: 94 % из них считают, что демонстрационный экзамен влияет на повышение качества подготовки кадров в системе СПО, 88 % уверены, что скиллс-паспорт — это важное дополнение к портфолио выпускников колледжей. И большинство опрошенных учитывают его при отборе кадров и приеме на работу», — подчеркнул директор департамента оценки компетенций и квалификаций Агентства развития навыков и профессий Данил Уфимцев.

«Демонстрационный экзамен помогает сотням тысяч молодых людей устроиться на работу. В первый год проведения массового демонстрационного экзамена в Москве в 2017 мы увидели, что даже те, кто сдал экзамен с низким результатом, были приглашены на работу различными предприятиями. Это связано с тем, что четко видно какие ошибки допускает специалист, а какие элементы производственного функционала он выполняет качественно. Помимо этого, первая заработная плата сдавших демонстрационный экзамен выпускников на треть выше, чем у тех, кто его не сдавал», — объяснил Дмитрий Глушко.

По словам заместителя директора Департамента оценки компетенций и квалификаций Евгения Модонова, демонстрационный экзамен прошел путь от осуждения до полного признания. За последние пять лет проведения демонстрационного экзамена количество субъектов участников возросло с 26 субъектов до 85, а участников с 13 923 до 243 705 человек, компетенций с 72 до 189.

По окончании сессии состоялось вручение юбилейных нагрудных знаков «Пять лет демонстрационному экзамену», которые являются формой поощрения Агентства развития навыков и профессий. Награду получил, в том числе, и ректор Мордовского госуниверситета Дмитрий Глушко.

ФОТО: Пресс-служба МГУ им. Н. П. Огарёва