«За последние годы в работе приемной комиссии произошли системные и структурные изменения»
Фатима Албакова, ректор Ингушского госуниверситета
— Порядок приема в российские вузы регулярно совершенствуется, все больше процедур уходит в онлайн на соответствующем сервисе на портале «Госуслуги». В ближайшее время предполагается доработать его функционал, позволяющий без ошибок подавать и обрабатывать заявления абитуриентов, автоматически верифицировать информацию об аттестатах и индивидуальных достижениях, фиксировать зачисление абитуриента на обучение. Очевидно, это предполагает изменения в работе приемных комиссий. А какие изменения уже произошли в работе приемной комиссии в Вашем вузе за последние 10 лет?
— За последние годы в работе приемной комиссии произошли системные и структурные изменения, связанные в первую очередь с внедрением информационных технологий в процесс обработки информации при приеме документов, формировании конкурсных списков для выявления и зачисления в вуз наиболее подготовленных абитуриентов. Численный состав изменился в сторону увеличения. Это касается как технических секретарей — с 13 до 16, так и IT-специалистов — с 2 до 7, которые сопровождают весь процесс с начала поступления документов абитуриентов в приемную комиссию, формирования конкурсных списков и зачисления претендентов, прошедших конкурсный отбор, а также предоставления отчетной информации на портале ФИС ГИА и Приема и в информационно-аналитической системе «Интеробразование».
Круг обязанностей расширился и был разделен между техсекретарями. Первая категория непосредственно занимается приемом документов и консультацией абитуриентов на первом этапе приема документов. Вторая категория — секретари по отбору — занимаются комплектованием документов по направлениям подготовки и специальностям. Такая система позволяет эффективно выполнять необходимую работу с документами. Оперативность обусловлена тем, что абитуриент при подаче документов имеет право выбирать несколько направлений подготовки и несколько вузов для поступления, что автоматически увеличивает документооборот в разы (возврат, перекладывания с одного направления в другое).
В 2015—2017 гг. университет в работе приемной комиссии для обработки поступающей информации использовал программу «1C: Университет», с 2018 года по настоящее время — информационную систему Abit.exe. С 2020 года идет внедрение суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», абитуриенты могут подавать документы через единый портал госуслуг в приемную комиссию. Также у абитуриента есть возможность подать документы дистанционно через внутривузовскую платформу «Поступай-онлайн» или с использованием стандартной электронной почты приемной комиссии университета.
В последние годы в университете появилась возможность проведения вступительных испытаний с применением дистанционных технологий. Внедрение и использование информационно-телекоммуникационных систем требуют расширения как технических возможностей, так и штата специалистов для выполнения задач с большими объемами информации.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об изменениях в работе приемных комиссий вузов в последние годы, смотрите здесь.