Как новые технологии могут сказаться на проверке знаний и навыков выпускников вузов?
Ректоры РФ рассуждают, нужно ли изменить подход к аттестации студентов.
Студент одного из ведущих московских вузов написал диплом с помощью чат-бота ChatGPT за сутки. Работа, по словам молодого человека, набрала 82 % оригинальности и прошла проверку на антиплагиат.
Редакция сайта РСР обратилась к ректорам российских вузов с просьбой прокомментировать этот прецедент и рассказать, как он может сказаться на проверке оригинальности работ студентов?
Александр Борисович Безбородов, ректор Российского государственного гуманитарного университета: «История написания дипломной работы с помощью чат-бота действительно вызвала значительный резонанс в обществе, однако представляется, что это внимание преувеличено. Во-первых, довольно странно называть нейросеть, использующую большие данные, т. е. по-настоящему огромные массивы вербальной информации, в том числе энциклопедического и специального характера, искусственным интеллектом. Все-таки предполагается, что отличительной особенностью интеллекта является способность к творчеству, к созданию новых идей. Во-вторых, ссылка на процент оригинальности текста, т. е. результаты проверки "Антиплагиатом", в данном контексте тоже вызывает недоумение. То, что чат-бот имитирует оригинальный текст, опираясь на огромный массив данных, дает возможность избегать обвинений в некачественном и/или неуместном цитировании, что и проверяют алгоритмы "Антиплагиата".
Что же касается мер противодействия использованию нейронных сетей в студенческих работах, то помимо необходимости доработать и, возможно, даже отчасти изменить алгоритмы работы системы "Антиплагиат", представляется полезным подумать об изменении формата выпускной квалификационной работы студента. Возможно, усиление не реферативного, а творческого, прикладного аспекта этой работы помогло бы снова показать ту грань, которая есть между нейросетью и имитацией сознания и творчества, с одной стороны, и живым человеком-создателем с другой».
Читать весь комментарий Александра Безбородова
Сергей Германович Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли: «В данном примере про чат-бота ChatGPT речь идет о том, что прежние методы и подходы к оценке знаний и навыков студента оказываются не вполне показательными. Раньше мы могли судить о квалификации выпускника путем оценки его выпускной работы: способность грамотно сформулировать задачу, провести анализ проблематики, подобрать необходимые источники информации, сделать содержательные выводы и предложения. Сейчас необходимо предложить альтернативный способ проверки этих знаний и навыков. И тут вариантов множество: разбор конкретных уникальных кейсов, экзамен/опрос в режиме свободной беседы с экзаменатором по заданной проблематике и т. д.».
Читать весь комментарий Сергея Синельникова-Мурылева
Александр Геннадьевич Тормасов, ректор Университета Иннополис: «В нынешнем исполнении ChatGPT не способен составить конкуренции человеку. Задания, выполненные ИИ, не отличаются высокой точностью даже с точки зрения отражения всем известных фактов. Индивидуализация образовательного процесса, более повсеместное внедрение устных испытаний, а также внедрение задач, требующих более творческого подхода, позволит вывести алгоритмы ИИ из уравнения академической успеваемости, оставить за скобками несанкционированную помощь цифрового помощника и повысить ценность выпускника, способного решать задачи нестандартно. Отвечая на вопрос о том, какие меры противодействия могут быть использованы, то можно прибегнуть к тем же инструментам, которые сейчас уже используются на примерах борьбы с плагиатом или же со списыванием».
Читать весь комментарий Александра Тормасова
Андрей Вячеславович Еремин, ректор Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского: «Студент показал свой навык умения работы с новыми технологиями, принцип правильного построения задач. Фактически его багаж знаний на основе одной работы проверен не был. Это означает лишь одно — изменившиеся условия современного мира требуют модернизации традиционных форм аттестации специалиста. В частности, их большей практикоориентированности, моделирования ситуаций планируемой профессиональной деятельности, в которых будущий специалист должен будет продемонстрировать свои компетенции "здесь и сейчас" в режиме реального времени».
Читать весь комментарий Андрея Еремина
Все выпуски проекта #ВопросРектору1 с комментариями собраны в специальном разделе.