«Мы проводим большую работу по адаптации наших студентов в школах через модель наставничества»
Виктор Сдобняков, ректор Мининского университета
— Среди проблем, связанных с педагогическим образованием, традиционно выделяют две: значительное преобладание среди выпускников девушек над юношами и нежелание получивших диплом работать по специальности. На ваш взгляд, это действительно остро стоящие сейчас проблемы, разрешению которых необходимо уделять повышенное внимание? Если да, то какое их решение вам представляется верным?
— На мой взгляд, преобладание среди выпускников девушек над юношами не является проблемой. Если обратиться к истории, то даже на примере нашего вуза мы увидим, что более 100 лет назад учителями становились в большинстве своем мужчины. Но с тех пор ситуация постепенно менялась, сейчас в педагогическом составе школ преобладают женщины. И тем не менее ежегодно мы выпускаем талантливых молодых учителей-мужчин, которые трудоустраиваются в школы нашего региона и в дальнейшем становятся очень востребованными специалистами.
При этом надо учитывать, что традиционно есть школьные предметы, в которых мужчина-учитель воспринимается как предпочтительный вариант. В частности, это касается естественно-научных дисциплин. В случае с физикой, химией и так далее речь идет не столько о гендерном неравенстве, сколько о нехватке таких педагогов. Поэтому сейчас мы в Мининском университете, во-первых, открыли новый, физико-технологический факультет, где пересмотрели программу подготовки будущих учителей-физиков, а во-вторых, предлагаем магистерские программы для переподготовки выпускников физфаков классических вузов, где в основном учатся именно молодые люди. Изучив в рамках магистратуры педагогику и психологию, они смогут привить любовь к предмету школьникам, тем самым взяв на себя задачу и по укреплению технологического суверенитета.
И здесь мы с вами уже затронули вторую часть вопроса — про нежелание выпускников трудоустраиваться в школы. Проблема серьезная, решение ее может быть только комплексное. В частности, чтобы повысить число молодых учителей в школах региона, повысить заинтересованность студентов в работе по профилю, мы совместно с региональным министерством науки и образования проводим большую работу по адаптации наших студентов в школах через выстраивание модели наставничества «педагог — студент». Таким образом, опытные учителя делятся с учащимися старших курсов педвуза своими знаниями и практическими навыками и упрощают процесс вхождения новичков в профессию. После прохождения практики лучшим студентам сразу предлагают постоянное трудоустройство.
При всей важности вовлечения выпускников нашего вуза в работу в системе образования, для нас не менее ценно, чтобы наши вчерашние студенты были востребованы на рынке труда, даже если они не открыли в себе педагогические таланты. И мы это наблюдаем. В течение нескольких месяцев трудоустраиваются 95 % выпускников, причем отслеживается это через пенсионный фонд, то есть все, о ком я говорю, работают официально. Педагогическое образование содержит в себе фундаментальные знания, которые полезны в любой профессии. Поэтому наши ребята находят дело всей своей жизни и в других сферах.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о проблемах в сфере педагогического образования, смотрите здесь.