«Если абитуриент не очень хорошо выполняет тесты, это не значит, что ему не под силу фундаментальное обучение»
23 марта 2023 г. 11:45

«Если абитуриент не очень хорошо выполняет тесты, это не значит, что ему не под силу фундаментальное обучение»

Вячеслав Старцев, и. о. ректора Технологического университета им. Леонова

— Если средний балл по ЕГЭ составляет 50-60, ждать качественного высшего образования на выходе не стоит. Об этом заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на расширенном заседании Комитета Госдумы по науке и образованию. Очевидно, что быстро поднять уровень знаний абитуриентов невозможно. А слишком снисходительно, нетребовательно оценивать их знания на ЕГЭ и таким способом поднять средний балл — это не решение проблемы. Вы согласны с таким выводом? Если да, то какой выход вы видите из сложившейся ситуации?

— Вообще я с таким выводом не согласен, потому что не считаю, что низкие баллы абитуриентов при поступлении в вуз являются гарантией отсутствия знаний после его окончания. Если качественно учить, вовлекать в научную деятельность и развивать сильные стороны студента, можно выпустить прекрасного специалиста, даже если он пришел в вуз с невысокими баллами. К тому же ЕГЭ развивает только навыки решения типовых задач, а высшее образование — это про последовательное мышление, понимание природы вещей и умение принимать решения. Если абитуриент не очень хорошо выполняет тесты, это не значит, что ему не под силу фундаментальное обучение, которое, на наш взгляд, является базой для успешного трудоустройства. 
 
В вопросе набора заинтересованных абитуриентов я бы предложил развивать направления олимпиадного движения для вузов с учетом их специфики. Возможно, даже создавать профильные межпредметные конкурсы, которые дадут вузам больше свободы в добавлении абитуриентам баллов за те знания, которые интересны организации. Если дать большему количеству вузов возможность проводить олимпиады высокого уровня и на их основе принимать абитуриентов без дополнительных вступительных испытаний, университеты смогут самостоятельно определять знания, которые хотят видеть у своих будущих студентов, и мотивировать их заниматься профильными предметами, имеющими практическую полезность после выпуска.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о средних баллах ЕГЭ и качестве высшего образования, смотрите здесь.