«Можно обеспечить успешную подготовку в рамках одногодичных программ магистратуры»
Александр Карпик, ректор СГУГиТ
— Поднятая в послании президента РФ Федеральному Собранию тема изменений в образовании придала мощный импульс дискуссиям о путях развития высшей школы. Среди обсуждаемых инициатив — возможность поступления в магистратуру после любого базового высшего образования вне зависимости от срока обучения. Пока что в магистры можно идти только после четырех лет бакалавриата.
На ваш взгляд, к каким направлениям обучения это возможная новация больше всего подходит? Каких изменений в учебных программах, организации учебного процесса потребует эта инициатива? Видите ли вы перспективы ее реализации в Вашем вузе?
— Новую систему высшего образования необходимо создавать с учетом самых лучших отечественных практик. В России всегда было высокое качество высшего технического образования. Об этом говорят, прежде всего, выдающиеся открытия и технические изобретения, которыми так богата была советская эпоха. Переход на традиционную для России систему подготовки специалистов должен, безусловно, устранить проблемы в качестве образования и квалификации выпускников на выходе, особенно выпускников бакалавриата. Очень важно понимать, по каким профессиям какой срок подготовки необходим. Понятно, что не по всем сложным видам профессиональной деятельности необходима именно шестилетняя подготовка. Но есть сложные виды деятельности, которые традиционно требуют длительного срока обучения, например, инженерные направления, которые связаны с развитием высоких технологий.
В первую очередь для качественного изменения образовательных программ в разработке федеральных государственных образовательных стандартов должно участвовать профессиональное сообщество — УМО (учебно-методическое объединение — примеч. редактора), которое состоит из педагогических, научных работников и представителей работодателей именно той отрасли экономики, для которой ФГОС разрабатывается.
Конечно, можно обеспечить успешную подготовку в рамках одногодичных программ магистратуры. При этом необходимо сохранить качество образования, и для этого потребуется более интенсивная «контактная» работа с реальными проектами. Если человек не меняет вектор подготовки после бакалавриата или специалитета, то одного года магистратуры вполне достаточно даже для реализации научно-исследовательских программ.
Магистратура дает возможность получить дополнительные углубленные знания и создать необходимый фундамент для аспирантуры. В магистратуре к занятиям привлекается большое количество практиков, чьи знания и опыт помогают студентам развить критическое и системное мышление, освоить актуальные компетенции, соответствующие запросам работодателей. Мы рассматриваем возможность реализации одногодичных программ магистратуры после специалитета, а также после программ бакалавриата, но по определенным направлениям подготовки.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о возможности поступления в магистратуру после любого базового высшего образования, смотрите здесь.