«Работодателя интересует выпускник, способный работать на стыке направлений»
Алла Калинина, ректор ВолГУ
— Поднятая в послании президента РФ Федеральному Собранию тема изменений в образовании придала мощный импульс дискуссиям о путях развития высшей школы. Среди обсуждаемых инициатив — возможность поступления в магистратуру после любого базового высшего образования вне зависимости от срока обучения. Пока что в магистры можно идти только после четырех лет бакалавриата.
На ваш взгляд, к каким направлениям обучения это возможная новация больше всего подходит? Каких изменений в учебных программах, организации учебного процесса потребует эта инициатива? Видите ли вы перспективы ее реализации в Вашем вузе?
— Поставленный президентом России в послании Федеральному Собранию вопрос о модернизации системы высшего образования требует усиленного внимания как со стороны вузов, так и со стороны работодателей. Президент отметил, что внедрение новой системы должно пройти плавно, с учетом синтеза лучшего из советской системы образования и опыта последних десятилетий. Симбиоз традиций и новаций, фундаментальности научного знания и гибкости образовательных программ для быстрого реагирования на запросы рынка труда должен положительно сказаться и на повышении качества университетского образования, при котором акцентируется внимание на практикоориентированность обучения, и на углублении профильной подготовки выпускников вузов.
Один из наиболее острых вопросов, обсуждаемых в вузовской среде, касается перспектив такого уровня высшего образования, как магистратура, поступление в которую в настоящее время возможно только после бакалавриата, а выпускники специалитета лишены такой возможности.
Сегодня Минобрнауки России разрабатывает механизм получения образования в магистратуре и для выпускников специалитета, что, на мой взгляд, наиболее подходит для инженерных, технических, математических и IT-специальностей, где происходит непрерывное обновление технологий и динамичные изменения требований к специалистам, по двум причинам. Во-первых, у выпускников названных выше направлений уже имеются базовые знания, которые с учетом включенности в образовательный процесс заинтересованных бизнес-партнеров и мотивации самих студентов позволят сократить до года срок обучения в магистратуре. В Волгоградском государственном университете по обозначенным направлениям подготовки и специальностям обучается 1/3 всех студентов, которым в магистратуре потребуется только углубить специализированные компетенции, «заострить» полученную профильную подготовку. А во-вторых, для работодателей важно, чтобы их потенциальные сотрудники — наши выпускники — как можно быстрее получили магистерское образование, необходимое в силу действия применяемых на производстве профессиональных стандартов.
Помимо этого, проводимый в ВолГУ мониторинг востребованности специалистов показал, что работодателя интересует выпускник, способный работать на стыке направлений, особенно это касается студентов, владеющих IT-компетенциями. Вызванная запросами реального сектора экономики необходимость внедрения междисциплинарных программ, ориентирующих на интегративность научного знания, побудила нас приступить к разработке таких программ, как, например, «Компьютерная лингвистика», «Цифровая логистика», «Лингвистическая экспертиза» и других, которыми при наличии профильного базового образования можно будет овладеть за один год, поскольку магистрантам нужно будет только дополнить знания, полученные на предыдущем уровне образования.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о возможности поступления в магистратуру после любого базового высшего образования, смотрите здесь.