Замена ЕГЭ, поручения Путина и реформа образования
24 апреля 2023 г. 10:01

Замена ЕГЭ, поручения Путина и реформа образования

Тип материала: Новость
Регион: -
Источник: РСР

Обзор новостей науки и образования за 17 – 23 апреля 2023 года

Мероприятия и документы Президента, Правительства, Федерального Собрания

  • Сенатор Л. Гумерова предложила создать ресурс, на котором вузы могли бы публиковать свои наработки, а предприятия формировали бы свои потребности. 
  • Председатель СФ В. Матвиенко предложила объединить проректоров по воспитательной работе на одной площадке по аналогии с Российским Союзом ректоров, это будет способствовать формированию единой идеологической программы.
  • Спикер Госдумы В. Володин предложил ввести ограничения на использование дистанционного образования. Такие форматы должны применяться только как исключение в ситуациях, когда очное присутствие обучающихся недопустимо по объективным причинам: из-за сильных морозов, распространения вирусных заболеваний, для обеспечения мер безопасности и т.д.
  • Президент В.В. Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию от 8 февраля 2023 года. 

Развитие общего образования

  • Об особенностях национальных экзаменов разных стран: их плюсы и минусы.
  • Рособрнадзор официально озвучил перспективы развития процедур выработки оценки качества образования.
  • В текущем году желающих обучаться по направлениям инженерного профиля среди выпускников школ стало ещё меньше, чем в прошлом. Мнения экспертов о том, как готовить школьников к поступлению на инженерные направления. 
  • О Всероссийском съезде учителей и преподавателей обществознания (прошел в МГУ).
  • О причинах неэффективности реформ структуры образования.
  • Приводятся данные исследований о карьерных представлениях выпускников школ, об оттоке выпускников школ из регионов для поступления в вузы. 

Развитие высшего образования

  • Приводится информация о расширенном заседании Совета Российского Союза ректоров. Обсуждались вопросы реформирования высшего образования и актуальные проблемы работы высшей школы.
  • Мнения экспертов о предложенной структуре высшего образования.
  • Сокращение времени обучения должно помочь быстрее восполнить недостаток ИТ-специалистов. Приводятся мнения экспертов.
  • Депутат ГД А. Хинштейн предложил развивать военные кафедры в вузах, которые готовят специалистов в сфере ИТ, для обучения востребованным в военном деле профессиям – управлению беспилотными летательными аппаратами, обеспечению информационной безопасности и т.д.
  • Приводятся данные исследований "Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда" и "Мониторинг экономики образования" (о заработной плате преподавателей вузов, о том, насколько в российских семьях ценят высшее образование).
  • Об итогах круглого стола на тему "Что предложат абитуриенту в 2023 году передовые инженерные школы (ПИШ)"; о значении студенческого портфолио для дальнейшей карьеры; как молодое поколение специалистов видит желательные принципы построения карьеры.
  • Российский Союз ректоров внес предложения по расширению применения рейтинга "Три миссии университета".

Развитие науки

  • Депутат ГД А. Мажуга представил новый "научный" рейтинг регионов России по уровню поддержки молодых ученых. В нем перечислены 77 субъектов РФ из 89 (остальные регионы данные не представили). Рейтинг составлялся впервые – на основе данных за 2022 год.
  • В МГУ имени М.В. Ломоносова прошла юбилейная 30-я Международная научная конференция "Ломоносов". Работа конференции внесла свой особый вклад в Год и Десятилетие науки и технологий.

Международное сотрудничество

  • В Университете Зимбабве откроют центр русского языка.
  • Подведены итоги Международной олимпиады Ассоциации "Глобальные университеты" для иностранных абитуриентов магистратуры и аспирантуры Open Doors, организованной при поддержке Минобрнауки России и Россотрудничества.
  • В Пекинском политехническом институте прошел первый форум инноваций и технологий молодых ученых МГУ, ППИ и Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

Развитие образования за рубежом

  • Об использовании искусственного интеллекта. На фоне растущей популярности ChatGPT в Австралии появился новый антиплагиат-сервис, нацеленный на выявление текстов, написанных с использованием чат-бота. Китай передал нейросети управление космическим спутником. Япония использует ChatGPT чтобы сделать сложные правительственные постановления более понятными.
  • Катар готовится к принятию нового закона о высшем образовании.
  • Опыт Сингапура в организации регулярного повышения квалификаций и профессиональной переподготовки.
  • В США прошла волна забастовок в вузах.

Мероприятия и документы Президента, Правительства, Федерального Собрания

17 апреля ТК «Обучение ПРО» сообщает, что вице-премьера Д. Мантурова в Совете Федерации попросили поддержать проект, важный для образования, науки и промышленности. Сенатор Лилия Гумерова предложила создать ресурс, на котором вузы могли бы публиковать свои наработки, а предприятия формировали бы свои потребности. У каждой стороны была бы возможность увидеть, кто и что может предложить.

Подобную идею уже озвучивал один предприниматель на встрече с Президентом Владимиром Путиным на форуме Агентства стратегических инициатив "Сильные идеи для нового времени", когда свободные производственные мощности в стране могли бы забирать на выполнение часть от требуемого объема заказчика, если они такой заказ могут исполнить. Если вузы и бизнес действительно будут соединены на такой площадке, а реальный запрос от предприятий сможет найти нужные им разработки у отечественных ученых, то это будет прекрасно. 

18 апреля «Аргументы и факты», ТАСС публикуют информацию о ходе заседания Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила объединить проректоров по воспитательной работе на одной площадке по аналогии с Союзом ректоров России, это будет способствовать формированию единой идеологической программы. «Отдельного внимания, конечно, требует вопрос подготовки профессорско-преподавательского состава для высшей школы, а также деятельность проректоров по воспитанию. Эта должность введена совсем недавно, многие из проректоров сами не понимают пока, какие именно задачи они должны решать. Думаю, что для создания единого ценностного, идеологического каркаса, нужно объединить проректоров по воспитательной работе на одной площадке по примеру Союза ректоров России», – сказала спикер. По словам Матвиенко, такой формат для ректоров очень хорошо себя зарекомендовал. «Там вырабатываются предложения для Министерства высшего образования и науки, для правительства. Давайте подумаем о возможности создания такого формата [для проректоров по воспитательной работе]», – предложила Матвиенко. 

Более половины (63%) школьников после окончания девятого класса выбирают поступление в учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования (СПО). Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. «Развитие среднего профессионального образования сегодня это такой бум, уже более 63% девятиклассников выбирают колледжи», – сказал он. Именно поэтому важно отдельно обсудить вопрос среднего профессионального образования. Также он заявил, что ведомство намерено утвердить новую систему оплаты труда учителей в 2023 году. По словам министра, на сегодняшний день новая система оплаты труда действует в шести пилотных российских регионах и уже демонстрирует конкретные результаты. В связи с этим Минпросвещения может утвердить ее до конца года. 

Ранее Валентина Матвиенко заявила, что в России необходимо изменить механизм начисления заработной платы педагогам и создать единые для всех субъектов РФ подходы. «Как мы полагаем, это должна быть прозрачная, понятная для самих педагогов система выплат при гарантированной и, хочу это особо подчеркнуть, достойной базовой части оплаты труда», – сказала она. Матвиенко также заявила о необходимости поощрять учителей, которые подготовили победителей и призёров международных и всероссийских олимпиад. Она предложила награждать учителей специальной медалью, которая появилась почти 200 лет назад, ее учредил император Николай I.

21 апреля «Российская газета» приводит позицию спикера Государственной Думы Вячеслава Володина об использовании дистанционного образования. Его использование могут строго регламентировать. Володин заявил, что дистанционные форматы должны применяться только как исключение в ситуациях, когда очное присутствие учеников недопустимо по объективным причинам: из-за сильных морозов, распространения вирусных заболеваний, для обеспечения мер безопасности и т.д.

Он обратил внимание на многочисленные обращения от родителей с жалобами, что в школах после окончания пандемии продолжают использовать дистанционное обучение. А это приводит к снижению качества образования, что проявилось в ходе приёмной кампании 2022 года.

По мнению Володина, «жизнь показала: дистанционное образование не может быть полноценной заменой классического», поскольку при дистанте ряд дисциплин нельзя освоить качественно, возникают сложности с оценкой домашнего задания. Более 60% школьников «не воспринимают онлайн-формат всерьёз, прогуливая занятия», не все семьи могут создать дома необходимые условия для ребёнка, отсутствует живое общение между детьми и диалог с учителем.

21 апреля официальный сайт Кремля и ряд СМИ сообщают, что Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию от 8 февраля 2023 года. 

Стратегия. Назрела необходимость перезагрузить Стратегию научно-технологического развития с учетом новых вызовов, улучшением механизма контроля и уточнения понятийного аппарата. Этим займется Правительство РФ совместно с Президиумом Совета. Поручения касаются следующих вопросов.
ГП НТР. Правительство должно провести «комплексную оценку эффективности мер и инструментов государственной научно-технической политики, применяемых для достижения конкретных результатов в целях обеспечения независимости и конкурентоспособности» (п.2г). А по итогам – внести изменения в ГП "Научно-технологическое развитие РФ", а также в ее целевые показатели.
Научные руководители. Воплощается идея президента Национального исследовательского центра (НИЦ) "Курчатовский институт" Михаила Ковальчука о научных руководителях – Правительство и Президиум должны разработать концептуальные подходы к тому, что это такое: головная научная организация (ГНО) или научный руководитель (НР), внести изменения в законодательство. Определить задачи, полномочия, принципы, критерии оценки эффективности, правила деятельности ГНО при реализации научно-технических программ и порядок получения статуса ГНО (НР).
В общем-то, что такое ГНО, уже прописано во всех федеральных научно-технических программах (ФНТП), но явно будут расширения функционала, полномочий и ответственности. В сольном режиме Правительство должно будет обеспечить применение института ГНО (НР) при создании крупных научных центров и научно-образовательных центров (НОЦ), реализации стратегических инициатив главы государства, а также при выпуске высокотехнологичной и наукоемкой продукции судостроительной отрасли. Стоит ли ожидать обрастание НОЦ мирового уровня "научными руководителями" – пока вопрос. А вот судовые сюжеты – это как раз про "Курчатовский институт" и во славу ЦНИИ "Прометей". 
Центры. Закон о биоресурсных коллекциях и центрах принимается не зря. Будет создано (п. 1в.) два национальных биоресурсных центра. Первый – сельхоз. животных и их диких родственных видов (на базе ФИЦ животноводства – ВИЖ им. Эрнста). Второй – промышленных микроорганизмов. Третий – автохтонных сортов винограда (оба на базе "Курчатника"). А на базе НИИ медприматологии (недавно вошел в орбиту "Курчатника") будет создан (п. 2з.) научно-технологический центр по лабораторным животным.
Сириус. Еще одним мощным центром на научно-технологическом поле становится "Сириус". Именно он станет ГНО (НР) эколого-климатической ФНТП и всех инициатив государственной политики в этой сфере (п. 2в.). На его же базе будет происходить (пере)подготовка специалистов.
Академия Экспертная. Правительству РФ и ФГБУ "Российская академия наук" поручены две задачи. Первая: «провести оптимизацию экспертных советов, действующих при федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях». Итоговая задача – «формирование единой системы экспертизы научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

РАН подтверждает свои высшие экспертные полномочия. Ей в задачу поставлено сделать так, чтобы экспертные советы при ФОИВах и государственных корпорациях не были формальностью или "говорильней". Они должны быть эффективно функционирующими структурами, которые будут принимать участие в вопросах распределения бюджета.

Правительству в целом поручено подумать, как отбирать и финансировать крупнейшие и важнейшие проекты. Вторая задача для Правительства и РАН: предусмотреть приоритетное финансирование всего стратегического и критически значимого. Перечень уже известен. Одним из механизмов станет формирование государственного задания на проведение научных исследований. Это должен быть еще более жесткий и оперативный механизм, чем ежегодный пересмотр оперативной части Программы фундаментальных научных исследований.
Гранты. Правительство РФ совместно с РНФ (п. 4) должно определить, сколько денег нужно будет фонду для проведения и финансирования конкурсов научных и научно-технических программ и проектов, предусматривающих ОКТР – "трансфер технологий" в рамках опытно-конструкторских и технологических работ (опытно-конструкторских разработок). 

К.Д. Ушинский. Минпросвещения с МГУ имени М.В. Ломоносова проведут в странах СНГ конкурсы научно-исследовательских работ студентов и научных конференций, посвященных идеям К.Д. Ушинского о педагогических науках и об искусстве воспитания (п. 5).

Наукограды – а, точнее, "территории с высоким научно-технологическим потенциалом" – получат дополнительные меры для инфраструктурного развития, в том числе городской среды.

Развитие общего образования

17 апреля ТК «Наука и университеты» сообщает, что специалисты по образовательному праву из ВШЭ изучили дискуссию вокруг национальных экзаменов разных стран, их плюсы и минусы, обсуждаемые обществом. Некоторые из них старше ЕГЭ на двести лет: немецкий Abitur появился в конце XVIII века еще в тогдашней Пруссии, а французский Le Bac введен Наполеоном в начале XIX века.

Критика ЕГЭ мало отличается от дискуссий в других странах. Экзамены ругают, во-первых, за то, что старшеклассники занимаются зубрежкой и заучивают те предметы, которые будут сдавать, в ущерб остальным. Во-вторых, за необходимость нанимать репетиторов или вкладывать в подготовку к экзамену другие ресурсы (например, в Китае нормальная ситуация, когда кто-то из родителей увольняется в последний год учебы ребенка, чтобы посвятить подготовке все свое время). Это усиливает неравенство. В-третьих, есть случаи мошенничества, как бы с ними ни боролись – а меры борьбы, действительно, впечатляют: каждый год в Южной Корее 300 специалистов, выбранных в качестве авторов тестов CSAT, запирают на месяц в охраняемом помещении, где они лишены интернета и сотовой связи, и даже оставленный ими мусор тщательно уничтожают. Всё ради того, чтобы не было утечки заданий.

Из-за критики по этим трем пунктам от своего национального экзамена (UN) отказалась Индонезия. С 2020 года там экспериментируют с сочетанием конкурса портфолио, собственных экзаменов вузов и национального теста способностей (не знаний). Остальные страны предпочитают все-таки дорабатывать, а не отменять свои ЕГЭ.

Вот минусы остальных национальных экзаменов: китайский Гаокао слишком строгий – меры безопасности и защиты от списывания гораздо жестче, чем на ЕГЭ. Сдавать его часто приходится не то что в другой школе, а порой даже в другом городе, а если по каким-то причинам (включая уважительные) ученик не явился, пересдать можно только через год.

Французский le Bac по разным предметам идет без пауз, иногда даже по несколько разных экзаменов в день. Американские SAT и ACT (применяются в разных штатах), бразильский ENEM платные.

А еще во многих странах более сложная система применения результатов национального экзамена для поступления в вузы: так, например, в Китае подавать документы в университет приходится вслепую, еще до получения результатов Гаокао. Это не дает абитуриенту возможности выбора.

Пример дает Финляндия. Там экзамен сдают на школьных или своих ноутбуках, в которых запускается специальная программа – она блокирует доступ к интернету и посторонним файлам, что исключает возможность воспользоваться чем-либо для списывания. Задания доставляются на флешках, на них же и сдаются работы.

А в Новой Зеландии трехступенчатый экзамен, сдаваемый ежегодно в 11–13-х классах, позволяет не только поступить в вуз, но и выйти на рынок труда: одна из его ступеней подтверждает квалификации для некоторых рабочих мест.

Мнение эксперта. Кандидат педагогических наук Константин Зискин: «ЕГЭ и аналоги полезны тем, что снижают прямую коррупцию при поступлении в вуз. Конечно, есть и недостатки. В школу теперь большинство ходит, только чтобы формально получить аттестат. На самом деле все готовятся только к ЕГЭ, не обращая внимания на другие предметы. При этом в России даже с минимальными баллами можно куда-нибудь поступить. Борьба идет за очень высокие баллы, чтобы пройти по конкурсу в престижные вузы. И родители, и школа постоянно нагнетают обстановку, говоря о важности экзамена, о том, что от него зависит дальнейшая жизнь. Все это провоцирует стрессы, неврозы. В Китае и Южной Корее родительская истерика достигает апогея. Несмотря на всю критику, если в вузы снова вернут вступительные экзамены, первыми взбунтуются родители. Есть очень простое решение, как снизить накал страстей. Надо разрешить пересдавать ЕГЭ сколько угодно раз. Допустим, государство оплачивает сдачу ЕГЭ 1 раз в год. А за свой счет – хоть каждый день. И еще, почему ЕГЭ надо сдавать в тот момент, когда ты закончил школу? Почему нельзя выучить и сдать математику на 1–2 года раньше? И дальше заниматься, например, литературой. Но тут уже взбунтуется школа. Потому что школа зачастую кроме подготовки к ЕГЭ ничего предложить не может, чтобы хотелось в неё ходить. В этом смысле школа – это условная тюрьма, нечто среднее между казармой и камерой хранения. Что касается поступления в вузы, более гуманной кажется система, когда принимают всех желающих, а потом отчисляют в процессе учёбы тех, кто не справляется. Например, во Франции даже в Сорбонну поначалу берут фактически всех, а после 1-го года идет отсев. В целом, мне кажется, проблема постепенно будет терять остроту. Крупные компании типа Apple, Microsoft уже сейчас предлагают огромное количество позиций, не требующих высшего образования. Значимость вузовского диплома будет и дальше снижаться. В университеты пойдут только те, кто хочет заниматься наукой».

17 апреля ТК «Об образовании» информирует, что Рособрнадзор официально озвучил перспективы развития процедур оценки качества образования. Приводится мнение Евгения Семченко, заместителя руководителя Рособрнадзора.

«Говоря о внешней и внутренней оценке, главное, за что мы "топим" много лет, говоря языком наших школьников, один из основных векторов государственной политики в сфере образования – это объективная оценка. Много лет ЕГЭ проходит. ЕГЭ, это мое субъективное мнение, самая объективная, самая проработанная процедура не только в системе образования, а вообще во всей социальной сфере. Нет ни одной процедуры, новеллы или какого-либо нововведения, которые прошли бы такую апробацию в течение 10 лет только формального эксперимента. … Был Указ Президента о национальных целях, задаче до 2024 года войти в десятку. Начиная с 2021–2022 годов, мы уже начали думать над определенным образовательным суверенитетом. В конце 2022 года мы провели оценку без участия международных организаций. Используется пока подход, методология внешней оценки. На данный момент, наша страна по качеству знаний почти достигла поставленной задачи войти в десятку. Сейчас разрабатывается новая методология оценки качества, полностью ориентированная на отечественные процедуры, итоговые результаты, результаты ВПР, результаты Национальных исследований качества образования. Наша задача сделать так, чтобы она /система оценки качества/ была понятна и удобна для тех людей, ради которых мы работаем».

17 апреля ТК «Обучение ПРО» сообщает, что депутат Яна Лантратова, которая входит в Комитет по просвещению Госдумы, предлагает выдавать 100-балльные сертификаты по предметам ученикам с отличными оценками. Чтобы те, кто усердно работал все школьные годы, а не удачно списал, имел возможность бесплатно получить высшее образование в лучших вузах страны. Но сначала это надо обсудить с родительским и педагогическим сообществом.

Мнения экспертов. При всех вопросах к ЕГЭ, основной проблемой всех медалистов является то, что они не могут подтвердить свои аттестаты на ЕГЭ. А уж списать на ЕГЭ – это довольно опрометчиво. По какой это причине надо выдавать отличникам 100-балльные сертификаты? С победителями ВсОШ, согласны, олимпиаду не напишешь, если знаний нет. А вот если ты просто отличник, то понятно, как это может происходить в течение всех школьных лет. Не всегда. Но может. ЕГЭ – это, в первую очередь, единый вступительный экзамен в вуз. То, что предлагает депутат (по крайней мере, на данный момент), выглядит так, что может реально повысить риски возвращения в школу кумовства и коррупции.

17 апреля ТК «Октагон» пишет, что в текущем году желающих обучаться по направлениям инженерного профиля среди выпускников школ стало ещё меньше – так считают эксперты. Вместе с тем, Минпросвещения отмечает: «В этом году количество ребят, которые выбрали ЕГЭ по физике и информатике, увеличилось на 2% по сравнению с прошлым годом: с 34% до 36%». – Эти слова С. Кравцова приводит пресс-служба министерства.

Из заявления складывается впечатление, что больше трети выпускников в стране одновременно выбрали ЕГЭ и по физике, и по информатике – министерство как раз выступало с предложением сделать оба предмета обязательными для поступления на инженерные специальности. На самом деле в этом году количество одиннадцатиклассников, записавшихся на экзамен по физике, уменьшилось ещё на один пункт – до 16%. Одновременно с этим до 20% (плюс 3% за год) выросло число сдающих ЕГЭ по информатике, но большинство из них планируют учиться на IT-программах, а не на инженерных. К тому же на 1%, до 45%, вновь сократилось и количество ребят, которые планируют сдавать профильную математику. Зато на тот же 1% увеличилось число школьников, сдающих обществознание. Вузы выделяют рекордное количество бюджетных мест на специальности, где готовят инженерные кадры, но выпускники школ голосуют ногами: внедрение системы ЕГЭ привело к тому, что часть выпускников стали выбирать для поступления направления с более лёгкими экзаменами.

ТК «Наука и университеты» приводит мнение Михаила Гордина – ректора МГТУ имени Н.Э. Баумана – о ситуации вокруг школьной физики: почему она возникла и как университетам с ней справиться. «Несмотря на все усилия, число абитуриентов, сдающих физику продолжает падать. В чем корень проблемы? Первое: физика не находится в фокусе внимания школьников и их родителей, не связывается ими с хорошо оплачиваемой в будущем работой. Второе: получить высокие баллы по физике сложнее, чем по другим предметам, например, по информатике или по обществоведению. Шкала оценивания по физике одна из самых жестких, по сравнению с другими предметами. При этом изучение физики сложнее и требует для хорошего результата длительной систематической работы, желательно с 8 класса. Третье: во многих школах физика находится в ряду предметов "второго сорта": первый сорт – математика и русский, второй – история, химия, физика, биология, третий – география и музыка с физкультурой. Отсюда внимание к ней со стороны любого начальства.

Опять-таки во многих школах не хватает учителей физики и хорошего оборудования. Многие молодые педагоги предпочитают после вуза находить работу где угодно, только не в школе, и учителя физики не исключение. В итоге при выборе между физикой и информатикой при поступлении на технические специальности, желание получить более высокие баллы при тех же усилиях ведет к выбору информатики. Предложено ввести для поступающих два экзамена: по физике и по информатике, наряду с математикой и русским языком. Изменит ли это ситуацию? С одной стороны, это заставит абитуриентов, уже сделавших выбор в пользу технических вузов, учить и то, и другое. Это и хорошо, потому что будущие студенты будут вынуждены изучать оба предмета, и плохо, потому что размывается понятие специализации при поступлении в вузы. То есть до сих пор считалось, что поступающих на специальность проверяют по профильным предметам, а за остальные отвечает школа.

Это плохо еще и потому, что для поступления на инженерные специальности нужно будет сдать 4 экзамена, а на другие – 3, отсюда следует ожидать снижения числа желающих учиться на инженера. Наверное, нужно постепенно переходить к 4 экзаменам на все специальности высшего образования. Кстати, так было 30–40 лет назад. Вы спрашиваете: не приведет ли увеличение сроков обучения на инженеров с 4 до 5 лет к снижению популярности инженерных специальностей? Вполне может, потому что рядом можно будет получить диплом о высшем образовании за 4 года. Те, кто поступает только ради диплома, будут недовольны. С другой стороны, инженерные специальности занимают примерно половину всего объема контрольных цифр приема, и абитуриентам просто некуда деваться. Если учеба организована нормально, то увеличение сроков обучения пойдет на пользу, так как многие работодатели были недовольны слишком малыми сроками обучения, 4-х лет не хватало для получения нормальной квалификации».

18 апреля «Независимая газета» рассуждает о причинах неэффективности реформ образования. Задача школы сегодня редуцировалась к тому, чтобы занять ребенка, а не дать ему знания. Никаких изменений в ЕГЭ в этом году не будет, сообщили в Министерстве образования РФ. «Создана абсолютно герметичная система, на которую невозможно никак влиять», – считают, например, эксперты Никитского клуба. А член-корреспондент РАН Алексей Савватеев отмечает, что 90% заданий по математике на ЕГЭ совершенно спокойно решаются даже без опоры на весь изученный материал.

О нехватке грамотных кадров, прежде всего инженерно-технических, сегодня говорится с самых высоких трибун. И это логично, ведь согласно некоторым социологическим исследованиям, 80% четвероклассников не знают таблицу умножения. А конкурс в большинстве вузов на инженерные специальности – 50–60 баллов: это шаблонное решение 10 задач на ЕГЭ. Алгоритмизация учебного предмета подменила его понимание: можно легко научиться брать производную, но не понимать, что это значит. Это и есть та самая "практико-ориентированность" учебного процесса, которой гордятся чиновники от образования. Выдающийся физик современности Ричард Фейман как-то заметил, что ни одно из величайших открытий в науке не было сделано алгоритмическим путем.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заявил на итоговой коллегии Минпросвещения: «Мы перешли на новую модель регламентации образовательной деятельности, которая решила проблемы бюрократизации. Впервые будет проведен аккредитационный мониторинг по трем уровням: школа, система СПО, вузы. Осенью его пройдут свыше 5 тыс. образовательных организаций. Это позволит определить болевые точки и сформировать рекомендации по повышению качества образования».

19 апреля «Коммерсант» приводит данные исследования федерального проекта профориентации "Билет в будущее" о карьерных представлениях выпускников школ. К окончанию школы свой дальнейший карьерно-профессиональный путь представляют немногим больше половины (61%) учеников. Авторы исследования опросили несколько групп школьников.

Для начала они попросили 20 тыс. учеников оценить свою уверенность в выборе профессии. Несмотря на разницу в возрасте, ответы оказались схожими. Вариант «Есть полная определенность: четко знаю, кем хочу стать и какое образование получить» выбрали 24% учеников 6–7-х классов, 26% в 8–9-х и 29% среди 10–11-х классов. «Скорее есть определенность» ответили 27% младшеклассников, 30% в средней школе и 32% в старших классах. Другую крайность – вариант «Нет никакой определенности: совсем не знаю, куда хочу поступать и кем быть дальше» – выбрали 10%, 10% и 8% соответственно.

Авторы исследования констатируют, что к концу 11-го класса свой дальнейший пусть представляют в общей сложности 61% школьников. «Но по-прежнему остается очень высокий процент детей, кто сомневается или не имеет уверенности в выборе,– говорится в выводах исследования.– Стоит не только продолжать внедрять специальные методы профориентации, но и обеспечить дифференцированный подход к ученикам с разной степенью профессионального самоопределения».

Для второго опроса исследователи попросили 615,3 тыс. учеников 6–11-х классов ответить, как им было бы удобнее узнавать о различных профессиях. На первом месте (32%) оказался вариант «Погружение в профессию»: мастер-классы, экскурсии и стажировки на предприятиях. 25% выбрали группу ответов «Опыт других людей» – видео от блогеров и публикации в социальных сетях. На третьем месте (24%) оказались кружки, курсы и тематические смены в детских лагерях.

Наконец, авторы опроса попросили 196,5 тыс. учеников 6–11-х классов сказать о профессии мечты. «Во всех возрастных категориях наиболее популярными оказались IT и науки об обществе: экономика, управление, юриспруденция, психология, социология, СМИ, а также сервис и туризм, – говорится в результатах исследования.– При этом четко выделяются возрастные особенности. В 6–7-х классах ученики выбирают чаще профессии, связанные с культурой и искусством. В 8–11-х классах ученики больше тяготеют к инженерному делу, созданию новых технологий и техническим наукам».

Авторы называют 15 самых популярных у старшеклассников профессий из более чем 400 упомянутых (здесь в исследовании не указаны проценты ответивших). Больше всего голосов среди опрошенных подростков набрала профессия backend-разработчика. На втором месте – графический дизайнер, на третьем – программист. За ними следуют художник, data scientist, повар, актер/актриса, дизайнер одежды и спортсмен. Десятку замыкает DevOps-инженер, затем идут мастер маникюра, психолог, архитектор, косметолог и frontend-разработчик.

В исследовании отмечается, что аутсайдерами стали сферы сельского хозяйства и естественных наук – они «требуют дополнительной популяризации и привлечения внимания детей».

Здесь же авторы приводят результаты опроса Минтруда двадцатилетней давности: в 2003 году 34% старшеклассников выбирали банковский и коммерческий сектор, 15% планировали открыть собственное дело и лишь 8% хотели работать в промышленности. Отметим, по данным Минобрнауки в 2022 году наиболее востребованными профессиями среди абитуриентов Москвы и Петербурга стали "Информационные системы и технологии", "Экономика", "Менеджмент", "Информатика и вычислительная техника", а также "Юриспруденция".

Четвертый опрос – какой уровень образования считать достаточным – прошли 24 тыс. учеников 6−11-х классов. Часть из них выбрали ответ «не определились». Но среди старшеклассников 60% выбрали варианты с разными уровнями высшего образования; вариант с колледжем приглянулся лишь 10% ответивших. В исследовании отмечается, что «к длительному обучению заранее готовы те, кто осознанно выбрал медицину и общественные науки». А вот ступенью ниже, в 8–9-х классах, уже 25% школьников назвали колледж достаточным уровнем образования – даже больше, чем бакалавриат (24%).

Директор по разработке и исследованиям "Профилума" Виталий Алтухов сообщил, что результаты исследования будут учитываться в работе портала "Билет в будущее", который «является флагманским проектом профессиональной ориентации школьников от Министерства просвещения».

Ранее, в марте 2023 года, Минпросвещения заявило про единую модель профориентации, которая поможет детям определиться с будущей профессией и «реализовать себя в нашей стране».

«Задача всех этих инструментов – сбалансировать ожидания: потребности рынка и желания будущих специалистов. То есть синхронизировать ожидания школьника и рынка»,– сказал господин Алтухов.

«Ранняя профориентация помогла более 60% учеников к 10–11-му классу полностью определиться, кем они хотят стать, и свободно ориентироваться в "дорожной карте" своей дальнейшей карьеры. При этом для нас очевидны и точки дальнейшего роста. Это усиление работы с мотивацией оставшихся 40% учеников», – говорит глава Фонда гуманитарных проектов Иван Есин.

20 апреля ТК «Наука и университеты» приводит данные исследования об оттоке абитуриентов из регионов. Большая часть субъектов РФ стабильно теряет молодежь, а несколько территорий-"магнитов" притягивают. Сегодня половина всех студентов учится в 10-ти регионах (а четверть от общего числа – в Москве и Санкт-Петербурге). А сейчас многие заговорили и об оттоке студентов из страны. Среди регионов есть "магниты" и "доноры", ситуация в последних особенно тревожит экспертов, которые выделяют группу риска – территории, где общая неблагоприятная экономическая ситуация накладывается на потерю интереса к местному высшему образованию. Богатые семьи отправляют детей учиться в другие города, а для бедных высшее образование остается малодоступным.

Государство пытается исправить эту ситуацию: некоторую положительную динамику видно по результатам приемной кампании прошлого года. Бюджетные места перераспределяется в пользу регионов (сейчас в них сосредоточены три четверти бесплатных мест), причем, и средний балл ЕГЭ абитуриентов остался стабильным, то есть качество приема не упало (но не везде это правило работает). Правда, есть нюансы: в большинстве региональных вузов платный набор из-за этого сократился, изменилась и его структура. Теперь в престижные университеты за деньги поступают те, кто по баллам ЕГЭ мог бы претендовать на бесплатные места в регионах. То есть, расслоение внутри системы высшего образования усиливается.

В поисках того, что могло бы привлечь абитуриентов, регионы ищут разные "рецепты". В том числе – создание максимально комфортных условий для студента в городской среде (причем, не только в его глазах, но и в глазах его семьи, это важно, потому что выбор во многом определяют родители). Такой кейс на конференции в "Вышке" представил Великий Новгород: комплекс мер по развитию инфраструктуры, подход "город для молодежи", строительство кампуса мирового уровня, создание в нем технической школы, инновационного технологического центра и т.д.

Инициатив по удержанию студентов на национальном уровне еще нет, здесь можно обратиться к опыту Казахстана. Правительство этой страны еще несколько лет назад озаботилось этим вызовом: из-за демографических процессов (в 2032 году выпускников школ будет вдвое больше, чем сейчас) Казахстан рискует потерять значительную часть молодежи, потому что идея учебы в других странах там популярна. Правительство запустило программу по открытию филиалов ведущих мировых университетов и качественно преобразует свои – например, в университете Нархоз (Алматы) создана совершенно новая образовательная среда в тесной связке с реальными секторами экономики.

«Аргументы и факты» сообщают, что на Европейской математической олимпиаде для девушек (The European Girls' Mathematical Olympiad), проходившей в Словении с 14 по 17 апреля, российская сборная завоевала четыре золотые медали. Причём все четыре наши участницы набрали высшее количество баллов – по 42 балла из 42 возможных. Школьницы из России участвовали в олимпиаде онлайн. На площадке школы Центра педагогического мастерства в Москве они выполняли индивидуальные задания в течение двух дней.

С блестящей победой девочек поздравил министр просвещения РФ Сергей Кравцов: «Высокое качество математического образования уже стало визитной карточкой российской педагогической и научной школы. Это неоднократно подтверждалось и независимыми исследованиями, и, главное, результатами наших ребят на международных олимпиадах. Четыре золотые медали всех участниц нашей сборной на Европейской математической олимпиаде – лучшее тому доказательство».

21 апреля СМИ информируют о том, что в МГУ проходит Всероссийский съезд учителей и преподавателей обществознания. Виктор Садовничий, ректор МГУ, на открытии Съезда отметил: «Объединение усилий всех педагогов и учителей всех уровней образования может дать хорошие результаты, в частности, при создании новых учебных пособий. Кстати, одно из поручений, которое дал Президент Владимир Путин во время встречи со студентами в Московском университете 25 января 2023 года, я присутствовал на этой встрече, такое: обеспечить разработку методических материалов для комплектов учебников и учебных пособий по предмету "Обществознание"».

Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева: «Очень важно, что вопреки всему, что было, несколько десятилетий мы колебались и стояли. Слава Богу, все закончилось, и сейчас мы вновь с гордостью говорим, что воспитание стало полноправной частью образовательного процесса».

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова: «Приняты Указом Президента Российской Федерации Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных и нравственных ценностей. Конечно, изменения и в правовой ткани, и в идеологии, и в доктрине прав человека очень существенны. Сейчас важно найти форму и методы подачи этого прекрасного предмета».

Декан факультета политологии Андрей Шутов рассказал о том, на какие темы важно сделать акцент при разработке новых учебных пособий по обществознанию в контексте текущих вызовов и геополитических реалий.

Заведующий кафедрой новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета, исполняющий обязанности декана исторического факультета МГУ Лев Белоусов отметил важность исторического контекста для курса обществознания.

Декан социологического факультета Надежда Осипова рассказала о том, что переход к цифровизации и внедрение новейших технологий требует новых методик, в том числе в части противодействия распространению недостоверной информации, которая может иметь деструктивный характер.

Ее мысль продолжил декан факультета политологии Алексей Козырев, который особо подчеркнул значимость отечественной философской мысли в школьном курсе обществознания.

Заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии Владимир Якунин акцентировал внимание на важности сохранения цивилизационного фундамента и отметил, что при внедрении подходов в образовании необходимо учитывать исторические и цивилизационные особенности того или иного общества.

Декан факультета психологии Юрий Зинченко призвал ключевое внимание уделять самому ученику и его психологическим особенностям.

Заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета Александр Аузан отметил успехи России по формированию цифровых экосистем, подчеркнув, что по этому параметру Россия находится в одно ряду с Китаем и США. В этой связи он призвал направить образование в долгосрочное русло для решения не только текущих задач, но и создания фундамента для решений, уходящих в будущее: «Нам всем надо объяснять ученикам нашим про длинные тренды, которые продолжаются десятилетиями, чтобы взгляд был не на год–два, а на десятилетия. Это, конечно, трудно», – уточнил Александр Аузан.

Развитие высшего образования

17 апреля ТК «Об образовании» пишет о том, что сокращение времени обучения должно помочь быстрее восполнить недостаток IT-специалистов. На парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию механизмов подготовки IT-специалистов, представители Минцифры жаловались на нехватку кадров, а представители Минпросвещения – на несоответствие программ обучения "вызовам" рынка труда.

Замглавы Минцифры Максим Паршин сказал, что «дефицит кадров в IT-сфере колоссальный». «Я, когда общаюсь с "айтишниками", владельцами бизнеса, они часто говорят: спасибо за все льготы и преференции, которые правительство и Госдума предоставили. В общем уже не надо ничего, основная, а часто единственная проблема, которая есть, – это кадры. Это тот стеклянный потолок, в который упирается IT-бизнес: дайте нам людей», – заявил Паршин.

Замдиректора департамента государственной политики в сфере профобразования Минпросвещения Марина Софронова подчеркнула, что «даже в системе профобразования» по многим специальностям подготовка ведется слишком долго – до пяти лет, но не объяснила, что мешало министерству инициировать необходимые изменения ранее.

Кадров не хватает даже при том, что, по данным Минцифры, общее количество сотрудников, занятых в IT-отрасли, в прошлом году увеличилось на 12% и достигло 761 тысяч человек, а зарплаты по сравнению 2021 годом выросли на 19%.

17 апреля ТАСС приводит предложение председателя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна о развитии военных кафедр в вузах, которые готовят специалистов в сфере IT, для обучения востребованным в военном деле профессиям – управлению беспилотными летательными аппаратами, обеспечению информационной безопасности и т.д. Парламентарий уточнил, что это касается таких дефицитных специальностей, как операторы беспилотных летательных аппаратов, специалисты в сфере информационной безопасности, защиты информации. «При этом даже в цифровых вузах, где есть военно-учебные центры, эти специальности преподаются не в полном объеме или не преподаются вовсе. Предлагаю записать такое предложение в рекомендации парламентских слушаний», – добавил он. Кроме этого, депутат предложил проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот для тех предприятий и компаний, которые вкладываются в материально-техническую базу развития вузов.

18 апреля образовательная платформа SKILLBOX приводит данные исследования «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда» (НИУ ВШЭ) о том, что выпускники СПО зарабатывают в среднем на треть меньше, чем выпускники вузов.

Исследование основано главным образом на данных из общероссийской базы "Мониторинг трудоустройства выпускников", которую ведёт Роструд. В неё попадают сведения обо всех выпускниках системы образования. В докладе НИУ ВШЭ проанализированы образовательные и карьерные траектории 2,9 млн человек, получивших диплом о среднем профессиональном образовании в 2017–2021 годах. Все данные отражают их ситуацию на конец 2021-го года.

Мониторинг трудоустройства выпускников отражает только официальную работу в России. В нём не фиксируется, что именно стоит за другим статусом – безработица, неформальная занятость, работа в другой стране, отпуск по уходу за ребёнком или служба в армии по призыву. Работа в силовых структурах в базе тоже не отражается. Тем не менее, этот официальный мониторинг – источник самой полной информации о выпускниках. До него больше всего информации о трудоустройстве выпускников предоставлял Росстат в федеральном статистическом наблюдении – но оно охватывает лишь 100 тысяч домохозяйств по всей стране. Вот что удалось выяснить исследователям, пользуясь самой полной из доступных баз данных.

В докладе НИУ ВШЭ дана очень низкая оценка доли трудоустроенных выпускников СПО. Всего 51% из всех окончивших колледжи в 2017–2021 годах в конце 2021-го имели официальное место работы (12% при этом учились параллельно с работой). Ещё 16% были заняты только учёбой. Статус остальных 33% (в среднем 170 тысяч человек в год) по данным мониторинга Роструда определить нельзя. Авторы доклада предполагают, что большая часть этих выпускников – юноши на срочной службе в армии и девушки в декретном отпуске. Среди менее распространённых статусов могут быть самозанятость, неработоспособность по состоянию здоровья, работа в силовых структурах и неформальная занятость. Последнюю оценить сложнее всего. По разным оценкам, доля недавних выпускников с неофициальной работой может составлять от 7 до 14%.

Для сравнения: у выпускников с высшим образованием уровень трудоустройства составляет 69% для бакалавров и 76% для магистров и выпускников специалитета. Кстати, предыдущие оценки уровня трудоустройства выпускников СПО тоже были выше. Так, по статистическому наблюдению Росстата, в 2021 году трудоустроены были более 85% выпускников 2016–2020-го годов, а по опросу в рамках Мониторинга экономики образования – 88%. Отчасти разница объясняется тем, что респонденты опросов считают себя трудоустроенными и в том случае, когда работают неофициально.

С каждым годом после выпуска растёт доля тех, кто совмещает работу с учёбой. Например, среди выпускников программ подготовки специалистов среднего звена 2021-го на конец года таких было всего 12%, а среди выпускников 2017-го – уже 27%. Больше всего настроены продолжать учёбу выпускники колледжей при вузах – 45% против 26% в самостоятельных колледжах. Также повышает шансы на продолжение обучения диплом с отличием. Авторы доклада считают, что значительная часть выпускников СПО воспринимают свой диплом как своеобразный трамплин для поступления в вуз. Возможно, проблемы, зафиксированные в исследовании, решит проект "Профессионалитет", стартовавший в тестовом режиме в прошлом году. Но увидеть влияние "Профессионалитета" на трудоустройство после колледжей можно будет не раньше следующего года.

19 апреля «Российская газета», ТАСС публикуют информацию о расширенном заседании Совета Российского Союза ректоров. Обсуждались вопросы реформирования высшего образования и актуальные проблемы работы высшей школы.

«В новой российской системе высшего образования будет три ступени», – рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. О новой системе образования читайте в материале от редакции сайта РСР.

Для совершенствования системы высшего образования, необходимо существенно изменить соотношение бакалавриата и специалитета в вузах. Об этом заявил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий. «Структура подготовки кадров сегодня – это 80% бакалавриата и 20% специалитета. Если мы говорим о совершенствовании системы высшего образования, то это соотношение необходимо изменить. Срок обучения для фундаментальной подготовки высококвалифицированного специалиста должен быть не менее пяти лет, – подчеркнул Садовничий. – Преимущество специалитета для фундаментальных и приоритетных направлений очевидно – это непрерывность процесса обучения». Читать речь Виктора Садовничего целиком

Возможный отказ от Болонской системы начали обсуждать еще в первые месяцы 2022 года. В июне российские вузы были исключены из нее. Эта система предусматривает возможность студентам одного вуза продолжить обучение в другом, в том числе за рубежом. И тогда собеседники высказывали опасения, не потеряется ли опция с новой схемой.

И раньше речь чаще шла о соглашениях между конкретными вузами, и в этом плане худшее уже произошло, говорит президент МГТУ имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров: «Наши дипломы не сильно-то и признавали. Юридических актов, которые позволяют это делать, так и не случилось. Просто многие вузы, включая МГУ, "Бауманку", договаривались с университетами-партнерами или при совместном обучении де-факто наши дипломы коррелировались. При этом иностранные студенты могут засомневаться: что такое специалист? Для них мы сделаем специальные программы. Если захотят бакалавриат, пожалуйста. Если будет большое желание – магистратура. Это не затрагивает изменения в российском образовании».

Кстати, формально возможности легализовать отечественный диплом за рубежом остаются, отмечает генеральный директор AcademConsult Ирина Следьева: «Если мы говорим о бюрократической части, переводе наших дипломов в иностранные легализации, вряд ли из-за новой системы с этим возникнет большая проблема. Все-таки некий окончательный вариант степени будет выдаваться. Пусть он будет нового типа, программа может быть чуть-чуть другая, но это высшее образование со степенью, с дипломом высшего учебного заведения. По каждому предмету все равно указывается определенное количество часов, они могут пересчитываться в иностранные системы».

Главная проблема в том, что изменения только возвращают отечественную систему образования назад в прошлое, продолжает Ирина Следьева: «Мы фактически получаем те же самые программы, но в рамках другого количества часов. Вряд ли можно говорить о том, что эти программы подстроены под новые тенденции, потребности рынка труда. Время, затраченное на обучение в вузе, должно сокращаться. Все меньше нужно классических вариантов узкоспециализированных профессий. Рынок требует того, чтобы навыки приобретались быстрее. Люди должны выходить из университетов уже способными работать».

Правда, по словам министра В. Фалькова, содержание базового уровня подготовки и его сроки ведомство определит как раз совместно с рынком труда. Более того, в рамках первых четырех лет студентам будут преподавать практико-ориентированные дисциплины. Подготовкой же научных кадров займутся в магистратуре и в большей степени в аспирантуре.

Радио «Business FM» приводит мнение Сергея Вихмана, начальника управления по приёму в вуз Санкт-Петербургского государственного технологического института.

«Специалитет с различным сроком обучения – от четырех до шести лет, фактически как вот сейчас есть. Полностью магистратуру исключать при этом варианте не собираются, она будет. Но она примет тоже несколько иную форму, это пока в планах проекта: это будет год подготовки на любых специальностях, какие надо, какие будут приняты по программам, которые вместе, условно говоря, с потенциальными работодателями будут писаться, организовываться, и будет это напоминать ныне живущую ординатуру у медиков. Специализацию уже в тонком компоненте, если можно так выразиться».

Эксперты указывают на то, что реформа назрела давно. Если коротко, то, когда российское образование перешло на Болонскую систему – расчет делался на глобальную интеграцию. На взаимное признание дипломов в разных странах. На то, чтобы можно было начать обучение в одном вузе, а закончить его в другом, причем в другой стране. Но в силу разных причин российское образование не встроилось в эту систему и в былые годы. А сейчас нет смысла и пытаться, говорят эксперты.

Но это не коренной перелом, а эволюционный шаг. Работа, которой, как говорят наши собеседники, в России начали заниматься не год и не два назад. К этому, в том числе подтолкнул рынок. Сначала ведь все поголовно пошли из бакалавров в магистры, а потом многие поняли, что это вовсе не обязательно, продолжает первый проректор МГТУ им Н.Э. Баумана Борис Падалкин: «Работодатели начали задумываться над тем, насколько полезна магистратура, оторванная от сферы применения получаемых знаний. Ведь что получается, два человека закончили бакалавриат четырехлетний. Один из них пошел в магистратуру (подрабатывает он, не подрабатывает – не суть важно), продолжает учиться. Его коллега пошел работать, осваивает какую-то профессию, получает профессиональные компетенции, отточенные на производстве, обрастает социальным капиталом. И вопрос: кто из них более ценен для работодателя? По крайней мере, очевидного ответа нет».

Возможны и другие варианты. Например, базовое образование инженерное, потом опыт работы, а перед переходом на управленческие позиции – магистратура "менеджмент" и так далее.

Руководители вузов заверяют, что план состоит в том, чтобы из советской и Болонской систем образования взять лучшее. При этом для студентов никаких шоков не будет – утверждает ректор РосНОУ Владимир Зернов: «Все, кто поступил на бакалавриат, будут доучиваться. Министерство и другие управляющие органы – никто не желает приносить какие-то неприятности в организацию учебного процесса. Все, наоборот, хотят, чтобы мы просто лучше готовили».

ТК «Научно-образовательная политика» публикует статью о ПИШ. Россия всегда имела одну из самых передовых инженерных школ в мире, и в условиях работы над задачами по достижению технологического суверенитета особенно важно сохранить и преумножить тот потенциал, который есть у российского инженерного образования. На площадке МИА "Россия сегодня" состоялся Круглый стол на тему "Что предложат абитуриенту в 2023 году передовые инженерные школы". Эксперты обсудили, каковы сейчас акценты в области инженерного образования, какие возможности открыты перед абитуриентами в этом году и поделились опытом относительно реализации федерального проекта Минобрнауки РФ "Передовые инженерные школы" (ПИШ).

Вектора основных изменений. Ректор Самарского национального исследовательского университета им. акад. С.П. Королева Владимир Богатырев высказал прогноз о том, что в этом году желающих поступить на инженерные специальности станет больше. Однако он отметил, что при этом по всей стране количество бюджетных мест ощутимо увеличится, поэтому кардинальных изменений абитуриентам ждать не стоит и проходной балл останется примерно на уровне прошлого года.

Ректор Волгоградского государственного технического университета Александр Навроцкий указал на значимость практической подготовки для будущих инженеров и рассказал об опыте сотрудничества университета по этому вопросу, как с представителями академии наук, так и с предпринимателями.

Проректор по учебной работе Донского государственного технического университета Владимир Колодкин рассказал о том, как в сотрудничестве с предприятием "Ростсельмаш" ПИШ реализуется в области сельского хозяйства и подчеркнул значимость обучения в команде, поделившись опытом взаимодействия между студентами, которые обучаются на смежных специальностях. 

Важны и физики, и лирики. Исполняющий обязанности ректора Томского политехнического университета Леонид Сухих предложил отказываться от устаревших стереотипов об инженерных специальностях и отметил, что все популярнее они становятся, в том числе и среди девушек. «Сейчас с развитием современной техники, технологий главным становится не физическая сила, а способность работы мозга, и здесь у нас нет никаких различий между мальчиками девочками», – подчеркнул Леонид Сухих. Также он предложил отказаться от устоявшегося разделения на "физиков и лириков", акцентировав внимание на том, что сейчас значимость имеют и гуманитарное развитие, и технические навыки. В этой связи в качестве основных задач для студентов он предложил получение фундаментального образования и социализацию в студенческом сообществе. 

Практические результаты – основа ПИШ. Проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ "Цифровой инжиниринг" Алексей Боровков рассказал об том, что на сегодняшний день у университета 22 индустриальных партнера и особо отметил Росатом, ОДК (Ростех) и Газпром нефть. Алексей Боровков согласился с коллегами в части того, что на первых курсах особо важно для студентов получать фундаментальное образование, а также уточнил, в чем состоит главная задача ПИШ: «Промышленность выдвигает фронтирные инженерные задачи для передовой инженерной школы, а та берется за их решение и готовит специалистов, которые в ближайшем будущем смогут решать эти задачи». В этом ключе он сообщил, что университет набирает в ПИШ по 7 магистратурам и каждая из них непосредственно связана с индустриальными партнерами, а темой магистерской диссертации студента является НИОКР.

Российский Союз ректоров внес предложения по расширению применения рейтинга "Три миссии университета". Объединенная рабочая группа РСР, РАН И РАО подготовила следующие предложения:

  • включить результаты рейтингов в систему оценки деятельности университетов в рамках программы "Приоритет-2030";
  • учитывать результаты рейтингов при мониторинге вузов, распределении государственного задания на науку, участии в конкурсах грантов РНФ и проведении конкурса контрольных цифр приёма;
  • включить результаты рейтингов в систему аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования. 

Президент Финансового университета Михаил Эскиндаров отметил, что для вузов-участников рейтинга с высокой степенью интернационализации можно было бы предусмотреть дополнительные места для иностранных студентов в рамках квоты по приёму. А вузам, вошедшим в топ-20 рейтинга, – предоставить возможность упрощенного варианта прохождения процедуры аккредитации, а также возможность освобождения от плановых проверок со стороны Минобрнауки и Рособрнадзора. Предложения РСР предстоит согласовать с Минобрнауки и Рособрнадзором.

20 апреля ТК «Наука и университеты» публикует статью о принудительном омоложении профессорско-преподавательского состава в вузах – участниках программы «Приоритет-2030». Среди ключевых показателей эффективности (KPI) программы присутствует показатель "Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава". С выполнением плановых значений этого показателя и связаны конфликтные ситуации в ряде вузов

Развитие науки

17 апреля «Ведомости» сообщают, что депутат ГД Александр Мажуга представил новый "научный" рейтинг регионов России по уровню поддержки молодых ученых. В нем перечислены 77 субъектов РФ из 89 (остальные регионы данные не представили). Рейтинг составлялся впервые – на основе данных за 2022 год. Региональным властям предложили предоставить сведения о мерах поддержки молодых специалистов; те, кто решил принять участие в рейтинге, самостоятельно собрали и направили запрошенную информацию. Критериями для оценки стали: процент исследователей в возрасте до 35 и 40 лет от общего числа ученых, работающих в регионе; наличие региональных фондов поддержки науки, программ обеспечения молодых специалистов жильем и грантовой поддержки их работ. 

Итоговый рейтинг, по словам Мажуги, возглавили Кемеровская, Новгородская, Калужская области, Башкирия, Оренбургская и Тюменская области. Москва заняла 16-е место. Результаты рейтинга уже вызвали сомнения у ряда чиновников, в частности, у заместителя министра науки и высшего образования РФ Ольги Петровой и у заместителя руководителя департамента образования и науки города Москвы Александра Тверского. 

Рейтинг разбит на три блока: численность молодых учёных, жилищные и грантовые программы. «70% субъектов Российской Федерации уделяют большое внимание научно-технологическому развитию и создают комфортные условия для работы и жизни молодых учёных. Сегодня в секторе исследований и научных разработок у нас работают около 350 тысяч исследователей, а всего людей – около миллиона, из которых примерно 45% – это молодые исследователи в возрасте до 39 лет. На наш взгляд, получилось полноценное исследование. Мы будем использовать его результаты в законотворческой деятельности, предлагать новые меры поддержки молодых учёных», – сказал Александр Мажуга.

Заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова предложила включить показатель возраста учёных при составлении Национального рейтинга научно-технологического развития регионов. «Например, в Нижегородской области много грантов и стипендий для молодых учёных. Включив этот показатель, мы сможем создавать значимые проекты на территориях, где сейчас требуются молодые учёные», – отметила она.

В свою очередь, председатель Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Никита Марченков подчеркнул важность создания региональных фондов поддержки исследовательской деятельности, в том числе грантовой поддержки. «В некоторых регионах такие фонды существуют, и они в рейтинге оказались в верхней части. Есть очень хороший пример региональных фондов и в Краснодарском крае, и в Якутии. И в активной фазе находится создание регионального фонда поддержки молодых ученых в Дагестане», – сказал он. Он добавил, что сейчас Совет вместе с Минобрнауки дорабатывают альманах лучших практик в регионах по поддержке молодых исследователей. «Распространим его, например, через рабочую группу в Госсовете», – пояснил он. 
А. Мажуга отметил, что новый интегральный рейтинг мер поддержки молодых учёных позволил понять, какие региональные программы реализуются в субъектах. «Мы теперь понимаем, какие из них можно взять для развития на уровне Федерации. И это очень важно, поскольку наша ключевая задача – создать комфортные условия для работы, жизни, творчества молодых учёных в регионах нашей страны», – подчеркнул он.

17 апреля ТК «Научно-образовательная политика» сообщает, что на площадке МГУ имени М.В. Ломоносова прошла юбилейная 30-я Международная научная конференция «Ломоносов». Работа конференции внесла свой особый вклад в Год и Десятилетие науки и технологий, ведь именно там, в 2021 году, зародились планы по развитию и поддержке студенческих научных обществ (СНО), позже они переросли в системные меры поддержки молодых ученых. И, в каком-то смысле, СНО и стали отправной точкой смещения фокуса в сторону пристального внимания государства к формированию экосистемы молодежной науки и конфигурации ключевых акторов и нормативных документов в том виде, в котором они есть сейчас.

«Наука – этический стержень нашего современного и сложного мира», – подчеркнул ректор МГУ Виктор Садовничий на открытии конференции. О трансграничном характере науки, научной дипломатии и укреплении международных отношений силами исследователей говорили также министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президент РАН Геннадий Красников и руководитель Россотрудничества Евгений Примаков.

«По мере продолжения СВО, риторика вокруг выстраивания диалога ученых звучит все отчетливее. Важно, что позитивный политический эффект от этого взаимодействия видят как политики, так и ученые. В этом смысле не просто укрепляется ценность науки, но и сама наука становится ценностью. Помимо этого, стиранию границ при кооперации молодых ученых способствует цифровизация – МГУ реализует собственную электронную платформу для конференций, олимпиад, конкурсов. Сегодня она имеет самую большую научно-ориентированную базу на всем пространстве СНГ – на портале более 580 тысяч ученых из 80 стран мира. Создание многочисленных научных площадок для взаимодействия обеспечат залог прочности взаимодействия молодых исследователей на пространстве СНГ», – уверен исполнительный секретарь стран СНГ Сергей Лебедев.

И здесь важное значение имеют импортозамещение и импортоопережение как оборотная сторона международных отношений через противостояние попыткам недружественных стран манипулировать Россией с помощью санкций. С другой стороны, параллельно процессу вытеснения России из экономических цепочек, перед нашей страной и всеми странами мира остаются "большие вызовы", которые влияют и на общество, и на экономику.

«Наука является залогом технологической независимости и национальной безопасности в тех областях, где она активно развивается», – рассказал один из главных лидеров развития молодежной науки в России, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, исполняющий обязанности руководителя Института синхротронно-нейтронных исследований НИЦ "Курчатовский институт" Никита Марченков. 
Со стороны государства есть четкий запрос на конкретные направления исследований, сформулированные в СНТР, а это значит, что для молодых людей открыто большое пространство возможностей и самореализации в науке.
Акцент на роли педагога в том, чтобы зажечь исследовательскую искру в ребенке, сделали президент РАО Ольга Васильева и первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. Взаимосвязь науки и педагогики прослеживается и в государственной повестке – тематический Год науки и технологий перешел в Десятилетие науки и технологий, а за ними последовал Год педагога и наставника. Образование и наука тесно переплетены, так же как и люди, чьими руками и умами они создаются.

«Минпросвещения будет создавать все условия для профориентации наших школьников, для создания широких возможностей научного познания именно в школе. Там закладывается любовь к науке. Именно это мы закладываем в систему ценностей наших школьников, чтобы они стали великими учеными», – отметил Александр Бугаев.

Не мог обойти конференцию феномен, всколыхнувший мировую общественность, – ChatGPT. Виктор Садовничий обратил внимание, что в мире все больше подписей получает открытое письмо в поддержку приостановки экспериментов с ИИ. «Никаких запретительных мер по написанию ВКР [с помощью ChatGPT] на сегодняшний день не принято, но стоит подумать об изменении подходов к оценке знаний студентов при имеющихся технологиях», – добавил ректор МГУ.

Прокомментировал тему и Валерий Фальков: «Невозможно остановить научно-технический прогресс. В этой связи запреты и ограничения могут и должны существовать, но они должны соотноситься с научно-техническим прогрессом. Второе – мне кажется, сегодня то время, когда академическое сообщество должно сформулировать те новые правила, которым оно будет следовать в этом быстро меняющемся мире. С одной стороны, запретами и ограничениями эту проблему не решить, при этом есть разумные нравственные основания проверки знаний. Все ограничения для университетов уже вырабатываются, но это большой потенциал и вызов для наших университетов и системы образования. Мы должны по-другому посмотреть на технологии и методы, чтобы проверить истинные знания, цели и готовность студентов быть самостоятельной личностью. И в самое ближайшее время соответствующие изменения произойдут и позволят развиваться и ChatGPT, и проверке знаний студентов».

Международное сотрудничество

17 апреля ТК «Образование и инновации» сообщает, что в Университете Зимбабве откроют центр русского языка. Жители Зимбабве хотят изучать русский язык, поэтому власти страны готовят несколько различных платформ. Кроме того, в этом направлении активно развивается межвузовское сотрудничество. Высокий интерес к русскому языку подтвердил и вице-ректор Маникаландского университета прикладных наук Зимбабве Альберт Чаванда. По его словам, в вузе уже со следующего семестра начнут преподавать русский язык. Чаванда добавил, что Зимбабве испытывает недостаток преподавателей не только по русскому языку, но и по химии, инженерии и горному делу.

17 апреля «Российская газета» пишет, что подведены итоги Международной олимпиады Ассоциации "Глобальные университеты" для иностранных абитуриентов магистратуры и аспирантуры Open Doors, организованной при поддержке Минобрнауки России и Россотрудничества. 196 стран, 78 тысяч участников, 21 университет-организатор, 14 профилей… Победителями и призерами стали 1,7 тысячи иностранцев – абитуриентов магистратуры и аспирантуры. Они получат право бесплатно обучаться в России на местах в рамках квоты Правительства Российской Федерации для иностранных граждан. В топе у иностранцев профили "Бизнес и менеджмент", "Инженерия и технологии", "Компьютерные науки и науки о данных". Самые востребованные тематические направления – "Финансовый менеджмент", "Информатика – искусственный интеллект", "Международные отношения".
Итоги олимпиады "Российской газете" прокомментировал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий. «Подведение итогов международных научно-образовательных олимпиад, победители которых попадут в квоту Правительства России на обучение в наших университетах, – не только важное событие на старте новой приемной кампании. Это еще и продолжение традиций отечественной высшей школы, которая всегда давала возможность получать у нас знания молодым талантам из-за рубежа, – сказал ректор МГУ. – Через интеллектуальное состязание, через отбор по признаку реальных достижений и успехов формируются будущие высококлассные специалисты. Они станут не только фактором социально-экономического развития своих стран, но и проводниками российского взгляда на мир. По сути – это будущие послы нашей культуры за рубежом, носители отстаиваемых нами идей и ценностей».

По мнению В. Садовничего, привлечение зарубежной молодежи в российские вузы расширяет набор возможностей и для наших студентов. «Так завязываются профессиональные и дружеские контакты, это расширяет кругозор, закладывает основу будущих деловых и научных связей, – считает Виктор Садовничий. – Серьезную роль в поддержке таких позитивных практик играет Российский Союз ректоров и студенческие ассоциации, которые помогают организовывать международные олимпиады. Рассчитываю по их результатам на молодое энергичное пополнение для наших вузов».
Олимпиада Open Doors проводится с 2017/2018 учебного года онлайн на русском или английском языках по выбору участника. Соревнование известно во всем в мире. За шесть лет участие в интеллектуальных соревнованиях приняли более 325 тысяч человек из 197 стран мира. Важно, что на протяжении последних трех лет интерес участников к Олимпиаде стабилен вне зависимости от ограничений, связанных с пандемией COVID-19 и внешней политической обстановкой. По сравнению с 2017 годом, число участников выросло в 5,5 раза, а количество стран – на четверть.
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: «Международные олимпиады и интеллектуальные состязания для иностранных абитуриентов, безусловно, заслуживают усиления фокуса внимания и развития. Благодаря этим мероприятиям, в частности, международной студенческой Олимпиаде Open Doors, у нас есть возможность работать с талантливыми студентами, которые взвешенно и осознанно подходят к вопросам продолжения обучения и точно знают, чего хотят. Политехнический университет год от года наращивает масштабы своего участия в Open Doors, и, что особенно важно, вуз набирает значительную популярность не только среди магистров, но и среди молодых ученых, которые видят в нашем вузе возможности для научно-исследовательской реализации. Об этом говорят цифры этого года: в общей статистике по треку "Аспирантура" СПбПУ стал одним из безусловных лидеров. 39 иностранных аспирантов – седьмая часть всех победителей по стране – выбрали обучение в Политехническом университете. Это серьезные показатели для нас, и, безусловно, мы намерены и дальше активно участвовать в мероприятиях, направленных на привлечение иностранной молодежи в "Политех"».

Ленар Сафин, ректор Казанского федерального университета: «В Казанском федеральном университете сегодня учится почти 12 тысяч иностранных студентов, то есть практически каждый четвертый студент в КФУ из-за границы. Поэтому вопрос о качестве подготовки абитуриентов из разных стран, валидации их национальных документов об образовании разных уровней чрезвычайно важен для нас. С этой точки зрения любые интеллектуальные конкурсы, олимпиады для иностранных абитуриентов – мощный и продуктивный механизм отбора.
Олимпиада OpenDoors дает абитуриентам прекрасную возможность познакомиться сразу с двумя с лишним десятками ведущих университетов России, изучить учебные планы магистратуры и аспирантуры в них, узнать о проводимых в этих вузах научных исследованиях. Выделяемая Россотрудничеством квота для победителей и призеров олимпиады, конечно, не может удовлетворить запросы всех потенциальных абитуриентов. Но участие в олимпиаде позволяет им заявить о себе, а вузам   найти будущих магистрантов и аспирантов, исходя из анализа портфолио абитуриентов, результатов собеседования с ними. Ведь многие университеты в случае заинтересованности имеют возможность пригласить на обучение иностранных студентов на контрактной основе, используя различные механизмы финансовой помощи для них. Кроме того, для нас очень важна своеобразная "обратная" связь от абитуриентов из других стран. Их внимание или наоборот его отсутствие к предлагаемым профилям обучения, темам аспирантских исследований позволяет нам делать выводы о востребованности образовательных программ и научных исследований на мировом уровне, оперативно вносить коррективы в научно-образовательную политику внутри университета».

Петр Глыбочко, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова: «Работа по привлечению иностранной молодежи в российские университеты – это один из обязательных векторов развития современного университета. В "Сеченовском" университете сегодня обучается более 5 тысяч иностранных студентов на направлениях специалитета, в магистратуре и аспирантуре. И с каждым годом эта цифра растет. Во-первых, это важно с точки зрения развития науки. При нынешнем уровне глобализации развивать науку и образование без выстраивания международной научно-образовательной коммуникации уже нельзя – большинство прорывных открытий сегодня совершается в рамках международного взаимодействия.
Во-вторых, привлечение в университеты иностранной молодежи важно для культурного и языкового обогащения, а также с академической точки зрения. Иностранный студент приезжает к нам уже с определенными знаниями, полученными в своем университете, знаком с технологиями своей страны. И, как правило, уже определился с направлением науки, в котором хотел бы специализироваться дальше. А олимпиадный принцип отбора (когда из трех тысяч претендентов выбираются 100–150 человек), гарантирует, что к нам придут самые талантливые и трудолюбивые ребята, которые уже имеют опыт исследовательской работы».

Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ: «Олимпиады для иностранцев – шанс лучших иностранных абитуриентов найти именно свой университет в России, минуя сложившиеся в их странах естественные преграды. Для нас же – это хороший способ разглядеть творцов технологий будущего и сделать их частью нашей дружной семьи».

18 апреля ТК «Наука и университеты» информирует, что в Пекинском политехническом институте прошел первый форум инноваций и технологий молодых ученых МГУ, ППИ и Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне. В нем приняли участие молодые ученые трех партнерских организаций. В ходе дискуссий и ознакомительных экскурсий ученые не только обменялись собственными научными результатами, но и обсудили возможности старта новых амбициозных научных проектов с использованием уникальных компетенций и оборудования партнерских организаций. Было принято решение о том, что данный форум станет постоянно действующей площадкой, которая будет собираться в различных организациях дважды в год. Второй форум пройдет в Университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне в октябре текущего года.

Развитие образования за рубежом

17 апреля ТК «Международное образование – EduView» пишет, что на фоне растущей популярности ChatGPT в Австралии появился новый антиплагиат-сервис, нацеленный на выявление текстов, написанных с использованием чат-бота. Разработчики уверяют, что точность программы достигает 99%, и активно продвигают ее в университеты, которые... вежливо отказываются. Университет Нового Южного Уэльса, например, опасается, что программа еще не прошла достаточно тестирований и потому может выдавать недостоверные результаты. Представители же Сиднейского университета, Университета Монаша и Университета Дикина заявили, что на первых порах они постараются сосредоточиться на трансформации оценочных заданий с учетом уже свершившегося факта появления чат-бота.

Бенджамин Миллер, преподаватель английского языка в Сиднейском университете, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Сейчас я даю студентам образец письма, созданный ChatGPT, и они должны его критически оценить… ChatGPT не очень хорош в написании аналитических текстов и зачастую не связывает идеи между абзацами, поэтому факт его использования на самом деле легко заметить». В свою очередь, Университет Монаша подчеркнул, что его цель – помочь студентам понять, как эффективно и ответственно можно использовать ИИ в процессе обучения и в их будущей карьере.

17 апреля ТК «Научно-образовательная политика» сообщает, что Китай передал нейросети управление космическим спутником. Исследователи из Уханьского университета в качестве эксперимента передали на сутки в полное распоряжение большой языковой модели типа ChatGPT спутник дистанционного зондирования Земли "Qimingxing 1". Без вмешательства людей ИИ сам выбирал интересные для себя цели наблюдения. Он сразу же заинтересовался военными базами в индийском городе Патна и в японском порту Осака.

19 апреля агентство Bloomberg пишет, что Япония использует ChatGPT от компании OpenAI, чтобы сделать сложные правительственные постановления более понятными. Министерство сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии проводит тестирование чат-ботов для упрощения официальных документов и повышения их доступности. Это первый случай использования правительством Японии искусственного интеллекта.

19 апреля ТК «Международное образование – EduView» сообщает, что Катар готовится к принятию нового закона о высшем образовании. В интервью национальному агентству новостей представитель Министерства просвещения и высшего образования сообщил, что законопроект уже находится на завершающем этапе рассмотрения. Он подчеркнул, что при разработке новой политики в отношении высшего образования Министерство ориентировалось как на собственные данные, так и на опыт стран Персидского залива, арабского и международного сообщества.

Новый закон будет охватывать вопросы управления и лицензирования высших учебных заведений. Министерство возьмет на себя ответственность за общий надзор. При этом университеты сохраняют относительную независимость через их советы директоров. Помимо этого, закон будет содержать требования к зарубежным вузам, желающим открыть филиалы в Катаре. Чтобы получить это право, университет должен входить в топ-300 лучших университетов мира, согласно одному из трех международных рейтингов: Times Higher Education World, QS и Shanghai Jiao Tong.
Также университеты будут обязаны предоставлять в филиале те же образовательные программы, что и в головном вузе, и выдавать аналогичные документы об образовании. В настоящий момент среди всех запросов от нескольких университетов мира только один вуз из Малайзии смог пройти необходимые требования.

20 апреля ТК «Международное образование – EduView» пишет, что растущий вызов со стороны передовых технологий вновь ставит вопрос о необходимости регулярного повышения квалификации и даже профессиональной переподготовки. Интересным примером в области организации массового непрерывного обучения является Сингапур. За десятилетия, прошедшие с момента обретения суверенитета, государство превратилось в мировую торговую столицу, чье основное экономическое богатство, ввиду отсутствия природных ресурсов, основывается на человеческом капитале. Именно поэтому Сингапур одним из первых в мире начал на государственном уровне поднимать вопросы непрерывного обучения.

В 2014 году стартовала программа SkillsFuture, которая выделяет каждому гражданину старше 25 лет 500 сингапурских долларов (примерно 31000 руб), которые можно потратить на ДПО или переподготовку. С инициативами также выходят вузы. Так, Национальный университет Сингапура позволил всем выпускникам числиться при вузе не менее 20 лет с момента поступления, что автоматически дает им право на бесплатное обучение на нескольких сотнях программ ДПО и курсах, позволяющих накапливать зачетные единицы для получения степени магистра.
Наньянгский технологический университет в 2020 г. запустил программу FlexiMasters, которая позволяет после обучения на нескольких модульных курсах получить "облегченный" диплом магистратуры. По словам помощника проректора, руководители промышленных компаний, которым представили программу, ответили, что не видят препятствий для приема на работу держателей FlexiMasters.

Сингапурские преподаватели, занятые в сфере непрерывного образования, делятся следующими наблюдениями из практики: на продолжительных курсах часто приходится корректировать форму оценивания, делая ее более "family-friendly" с учетом объективных реалий значительной части взрослых студентов. С возрастными студентами складывается особая динамика отношений, где преподаватель – это не наставник, а скорее тренер, вместе с которым выстраивается общая работа. Вузам необходимо найти способ привлечь критическую массу слушателей на свои программы, иначе их "действительно качественная" реализация просто не окупается. В этом плане ключевую роль играют реклама и сотрудничество с предприятиями и компаниями.

22 апреля британская «Guardian» информирует, что в США прошла волна забастовок в вузах. В 2022 году было зафиксировано 15 академических забастовок, это годовой максимум за последние 20 лет, а в 2023 году рост забастовочной активности преподавателей продолжился. Тысячи работников университетов участвуют в забастовках, требуя повышения заработной платы с учетом высоких темпов инфляции. Всплеск забастовок совпадает с увеличением числа профсоюзных организаций в академических учреждениях США.