Переход на новую модель высшего образования в России планируется с 2025 года
В Минобрнауки обсудили, как будет реформирована система образования в стране.
Переход на обучение по новой системе высшего образования планируется с 1 сентября 2025 года, сообщил глава Минобрнауки России Валерий Фальков в пятницу в ходе заседания расширенной итоговой коллегии ведомства.
«Мы считаем, что переход на обучение [в рамках новой системы образования] просматривается ориентировочно, с учетом экспериментов, в 2025 году», — сказал Фальков. Он отметил, что в рамках перехода к новой национальной системе образования необходима ее апробация, внесение изменений в соответствующие законы и нормативно-правовые акты, разработка нового перечня образовательных программ, новые ФГОС, изменения в профессиональных стандартах и другие преобразования.
Министр напомнил, что старт обсуждения подходов к реформированию системы высшего образования РФ был дан на площадке Российского Союза ректоров (РСР). 19 апреля на расширенном заседании Совета РСР была представлена новая модель высшего образования, при которой вместо бакалавриата и специалитета вводится базовое высшее образование со сроком обучения от 4 до 6 лет. Вместо магистратуры (ординатуры, ассистентуры-стажировки) предлагается ввести специализированное высшее образование со сроком обучения от 1 до 3 лет. При этом поступить на этот уровень смогут только лица, имеющие базовое высшее образование. Аспирантуру предложено выделить в отдельный уровень образования.
По словам Фалькова, в рамках новой модели необходимо уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета и прийти к гибкой системе образования, а также развести образовательную степень и профессиональные квалификации. При этом образование должно держать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда.
«У нас сегодня в дипломах написана квалификация "бакалавр", независимо от того, по какой программе вы учитесь. И работодатель, конечно, это считывает тяжело. Наверное, правильнее было бы образовательные степени и квалификации развести, при этом понимая, что и профессиональные квалификации вместе с работодателями на новом этапе нам надо снова подправить, что-то посмотреть, а что-то отрегулировать», — сказал Фальков. Он добавил, что сегодня высшему образованию не хватает практикоориентированности.
Более подробно министр остановился на магистратуре, отметив, что она должна претерпеть серьезные структурные и содержательные преобразования. По словам Фалькова, в новой системе высшего образования программы магистратуры будут реализовываться не во всех российских вузах, а правила приема в магистратуру следует ужесточить и усовершенствовать.
«Не может быть магистратура реализована во всех без исключения российских вузах и стать общим местом <...> Мы считаем, что регулятор должен иметь право отбора научных и образовательных, которые будут реализовывать программы магистратуры. Не в жесткой, возможно, в такой мягкой форме, но это должно быть. В любом случае совершенно по-другому оцениваться, нежели сегодня», — сказал Фальков.
Министр также предложил обсудить введение академической и профессиональной магистратуры.
Кроме того, будут пересмотрены действующие перечни специальностей и направлений подготовки, работа в этом направлении, по словам Фалькова, стартует в ближайшее время совместно с вузами и объединениями работодателей.
Также было отмечено, что предполагается новый подход к распределению контрольных цифр приема (КЦП) в вузы. Помимо того, что с 2024 года Минобрнауки планирует распределять КЦП максимально близко к началу приемной кампании, рассматривается в рамках эксперимента введение возможности перераспределения бюджетных мест внутри вуза. Также рассматривается возможность распределения 70 % КЦП по приоритетным направлениям обучения вне конкурса, а остальных 30 % — по результатам конкурса. Сегодня все КЦП распределяются на конкурсной основе.