«В качестве IT-партнеров цифровой кафедры КФУ привлечено больше 15 компаний»
Ленар Сафин, ректор Казанского федерального университета
— 2022/23 учебный год был, среди прочего, отмечен и массовым открытием в университетах цифровых кафедр, где дают базовые знания по IT-направлению, в том числе непрофильным студентам. Насколько успешным это начинание оказалось для вашего вуза? Где вы нашли преподавателей, учебные программы? Каков оказался спрос со стороны студентов?
— Проект «Цифровые кафедры» стартовал в КФУ и действительно отличается своей масштабностью. В КФУ на дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (ДПП ПП) было зачислено 2 607 обучающихся. Среди слушателей как студенты IT-направлений подготовки, так и студенты социально-гуманитарных направлений.
В КФУ разработано пять ДПП ПП: «Интеллектуальные транспортные системы и промышленная автоматизация», «Разработка IT-продукта: аналитика, архитектура, программирование и управление качеством», «Основы разработки платформ управления данными», «Цифровой и промышленный дизайн», «Информатика новых материалов».
Две дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки — «Разработка IT-продукта: аналитика, архитектура, программирование и управление качеством» и «Основы разработки платформ управления данными» по результатам защиты в отраслевых советах Минцифры России вошли в «Топ-5» и отмечены как лучшие ДПП ПП среди 500 защищаемых программ другими вузами-участниками проекта «Цифровые кафедры».
Активное участие в программах, реализуемых на цифровых кафедрах КФУ, принимают IT-компании, привлекая своих специалистов как к занятиям со студентами, так и к проектам, которые ребята создают на примере реальных кейсов и производственных задач.
В реализацию проекта вовлечены преподаватели Институтов КФУ, являющихся ведущими образовательными и исследовательскими центрами в области вычислительной и прикладной математики, фундаментальной информатики, информационной безопасности. Кроме того, занятия в рамках программ реализовались представителями IT-отрасли. Всего в качестве IT-партнеров проекта «Цифровые кафедры КФУ» привлечено больше 15 компаний из реального сектора экономики.
Среди студентов не IT-профиля с точки зрения освоения цифровых компетенций можно выделить три категории:
— Первые сами интересуются IT и имеют опыт разработки. Их достаточно поддержать и направить в работе;
— Вторые — это студенты, которые не имеют IT-навыков, но хотят их получить. Они активнее всего участвуют в учебном процессе, посещают занятия и к концу курса доходят до этапов реализации своих проектов;
— Третья категория — это студенты, не планирующие развивать IT-компетенции в дальнейшем, они сфокусированы на основной образовательной программе. Для них больший интерес представляет получение знаний о возможностях цифровых систем и практического опыта взаимодействия со специалистами IT-профиля при реализации их проектов.
Мы нашли, как нам кажется, удачное решение с точки зрения командного подхода в реализации практической составляющей программы. При формировании проектных команд студентов эффективнее совмещать все три категории, в этом случае ребята дополняют друг друга и могут реализовать успешный проект. Кроме того, командный подход к проектам позволяет студентам прокачать наряду с прикладными навыками так называемые «мягкие» навыки, которые не менее востребованы в современном цифровом мире.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об итогах работы цифровых кафедр в вузах, смотрите здесь.