Рейтинг университетов стран БРИКС обсудили в Российской академии образования
В мероприятии приняли участие более 200 экспертов
4 сентября в Российской академии образования состоялось заседание, посвященное подготовке международного рейтинга университетов стран БРИКС. В мероприятии приняли участие Объединенная рабочая группа по академическому лидерству Российского Союза ректоров (РСР), Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО) и Совместная рабочая группа по вопросу международного позиционирования российского образования Общественных советов при Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ и Рособрнадзоре.
Участниками заседания стали члены рабочих групп, представители Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, МИД РФ, Рособрнадзора, Россотрудничества, ректоры российских вузов. Эксперты обсудили методологию рейтинга университетов стран БРИКС, действия по формированию доверия к этому рейтингу и эффективному использованию его результатов, а также его дальнейшее развитие и продвижение на международном пространстве.
С приветственным словом на заседании выступил замминистра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский. Он напомнил, что идея рейтинга университетов стран БРИКС была высказана представителями ЮАР в июле 2023 года на встрече министров образования стран БРИКС и поддержана всеми участниками встречи. На встрече в июне 2024 года министры подтвердили важность этой задачи. В феврале 2024 года Российский Союз ректоров предложил подготовить российский вариант пилотного рейтинга БРИКС на основе семейства рейтингов «Три миссии университета». Предложение было поддержано Президентом РФ.
Могилевский отметил, что Минобрнауки России поддерживает подготовку пилотной версии рейтинга, отражающей подходы российской стороны к его формированию. Он также подчеркнул, что создание рейтинга должно проходить в тесном сотрудничестве с другими странами объединения.
Глава РАО Ольга Васильева в приветственном видео к участникам заседания отметила, что Россия, как страна, входящая в объединение БРИКС, стремится укрепить свои позиции в международном пространстве и повысить привлекательность собственной системы образования. Рейтинг университетов стран БРИКС позволит участникам определить свои слабые стороны, а также выявить области для дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности. Поэтому подготовка рейтинга университетов стран БРИКС является неотъемлемой частью стратегии развития высшего образования в России.
Генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов (АСР), заместитель председателя Общественного совета при Минобрнауки России Дмитрий Гришанков напомнил, что в соответствии с поручением Президента РФ, данным по итогам прошедшего 8 февраля заседания Совета по науке и образованию, подготовку международного рейтинга университетов стран БРИКС осуществляет Объединенная рабочая группа РСР, РАН и РАО. Подготовленный Россией рейтинг будет предложен для обсуждения на Форуме ректоров стран БРИКС уже в октябре этого года и в его пилотный вариант могут войти порядка 600 вузов.
Председатель общественного совета при Минобрнауки РФ, академик РАН Александр Чубарьян в ходе дискуссии отметил, что необходимо выработать универсальные критерии оценки высших учебных заведений, применимые ко всем университетам стран БРИКС. Это позволит повысить уровень прозрачности и объективности рейтинга БРИКС.
По мнению ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, рейтинг БРИКС должен быть ориентирован на широкую аудиторию. Ректор предложил учитывать при составлении рейтинга такие показатели, как совместная научная и образовательная деятельность университетов стран БРИКС, результаты международных олимпиад, проводимых в странах объединения, количество сетевых образовательных программ между вузами стран БРИКС, количество иностранных студентов и научно-педагогических сотрудников из стран БРИКС.
Предложения спикеров поддержал вице-президент РАН Степан Калмыков: «Доверие и признание участников рейтинга — это очень важно. Поэтому нужно разработать универсальные критерии и определить их вес для тех стран, которые этот рейтинг будут использовать. Например, те же международные наукометрические базы, использование которых сегодня в России ограничено, признаются в Китае и Индии. Это должно учитываться при определении весов этих критериев».
Президент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Роман Стронгин заявил, что рейтинг должен нести в себе не только соревновательную составляющую, но также способствовать развитию системы образования стран БРИКС. С его помощью можно изучать опыт других стран объединения.
Ректор Российского нового университета Владимир Зернов предложил создать в рамках БРИКС общественно-консультативный Совет по академическому лидерству. Его целью станет консолидация усилий по повышению уровня конкурентоспособности университетов.
Создание рейтинга БРИКС поддержали президент МФТИ Николай Кудрявцев и ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. В обсуждении также приняли участие академик РАО Михаил Левицкий и заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО Виктор Дёмин. Последний отметил, что при рассмотрении вопросов эффективности деятельности учебных заведений нужно не забывать и об оценке их результативности и полезности для рынка труда.
В завершение заседания Дмитрий Гришанков отметил, что все заинтересованные стороны могут выдвинуть свои предложения по методологии и формированию нового рейтинга, а также дать советы по укреплению имиджа рейтинга в странах БРИКС.
Посмотреть запись трансляции мероприятия и презентации спикеров можно по ссылке.
ФОТО: АСР