Как вернуть интерес школьников к физике?
Комментарии ректоров РФ в проекте «Вопрос ректору».
В 2020 году Минобрнауки России разрешило абитуриентам самостоятельно выбирать, какой экзамен сдавать для поступления на ряд направлений — ЕГЭ по физике или информатике. Инженерные направления оказались в этом списке. По данным Рособрнадзора, в 2020 году госэкзамен по физике выбрали 139,5 тыс. выпускников, в 2021 году — 128 тыс., а в 2022 — всего 100 тыс.
В результате получаются очень разношерстные группы первокурсников, которые сложно одинаково обучать, и требуется семестр или год для выравнивания поступивших до общего уровня. Среди возможных решений этой проблемы предлагается зачисление на инженерные факультеты по результатам не двух, а трех ЕГЭ — по профильной математике, информатике и физике.
Ректоры российских университетов прокомментировали, поможет ли такое решение поднять уровень знаний абитуриентов по физике.
Дмитрий Андреевич Седнев, ректор Томского политехнического университета: «Ситуация с выбором предметов позволяет школьнику просто забыть о существовании физики на два года перед поступлением, потому что работает логика "не сдаю — не учу". Конечно, выпускники школ охотно выбирают информатику, потому что сдать ее легче. А физика провалилась еще глубже. Но ведь это не взаимозаменяемые предметы. Физика дает базовое понимание мира наравне с химией, биологией. А информатика — это язык, на котором это понимание описывается. Абитуриент инженерного вуза должен владеть и тем, и другим. Поэтому, на мой взгляд, "пакет" ЕГЭ в технические вузы должен быть из четырех предметов: физика, информатика, математика, русский язык. Если физику будет необходимо сдавать, то она вернется в контур внимания и усилий абитуриента».
Читать весь комментарий Дмитрия Седнева
Андрей Павлович Шевчик, ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета): «Определяющим профильным экзаменом при поступлении в наш вуз на программы бакалавриата и специалитета всегда являлась химия, а не физика. В этой связи странным выглядит предложение зачислять на инженерные факультеты, учитывая результаты ЕГЭ только по профильной математике, информатике и физике. Недостатком предлагаемого решения является также то, что оно может привести к сильнейшему недобору студентов на инженерные специальности. Произойдет это в том случае, если число школьников, выбирающих для сдачи ЕГЭ физику, по каким-то причинам сохранится на уровне 2022 года или вырастет незначительно. Сейчас вузы эту проблему решают, принимая на "физические" специальности студентов со сданным ЕГЭ по информатике. Однако если предположить, что предлагаемое решение вызовет бурный интерес у школьников к физике, то, несомненно, уровень знаний абитуриентов по физике вырастет заметно и быстро хотя бы потому, что старшеклассники начнут интенсивно штудировать физику, в том числе и дополнительно, ради поступления в вуз мечты».
Читать весь комментарий Андрея Шевчика
Андрей Викторович Твардовский, ректор Тверского государственного технического университета: «На мой взгляд, чтобы исправить ситуацию и заинтересовать школьников с удовольствием изучать этот прекрасный предмет — физику, необходимы кардинальные изменения. А именно: следует в школах менять ФГОСы по физике, увеличивать объем часов на изучение этого предмета. Только в этом случае может существенно усилиться интерес школьников к физике. В советские годы, например, в 70-е годы прошлого столетия, физику в школах изучали намного более фундаментально. В итоге был культ физиков, выпускники школ с удовольствием поступали на естественно-научные и технические специальности ведущих московских и региональных вузов».
Читать весь комментарий Андрей Твардовский
Все выпуски проекта #ВопросРектору1 с комментариями собраны в специальном разделе.