Основные события науки и образования
16 марта 2023 г. 9:00

Основные события науки и образования

Тип материала: Новость
Регион: -
Источник: РСР

за 6 – 12 марта 2023 года

Экспертно-аналитический обзор основных событий в научно-образовательной сфере за 6 – 12 марта 2023 года

 

Мероприятия и документы Президента, Правительства, Федерального Собрания (нажмите, чтобы перейти к разделу)

  • Минобрнауки России объявляет о начале приема заявок на назначение стипендий Президента России для обучения за рубежом.
  • Министерство просвещения РФ обсуждает с Минобрнауки плавный переход к новой системе высшего образования, предполагается, что он будет плавным и постепенным.
  • Новым ректором Московской высшей школы социальных и экономических наук ("Шанинка") стала Мария Сигова.
  • Правительство утвердило корректировки в правила предоставления права вузам и научным институтам присваивать собственные ученые степени кандидата наук.

Развитие общего образования

  • Российские школьники выиграли олимпиаду по математике в Румынии.
  • Материалы дискуссии об отмене ЕГЭ и мнения экспертов.
  • Съезд учителей и преподавателей обществознания в МГУ.
  • Более 6,5 тысячи школьников приглашены на финал Всероссийской олимпиады школьников, который стартует 16 марта.
  • Отмена ограничений на количество победителей международных олимпиад и Всероссийской олимпиады школьников.

Развитие высшего образования

  • Реформа высшего образования: мнения экспертов и образовательного сообщества. Обсуждаются проблемы магистратуры, стандартов, сроков обучения.
  • По данным аналитиков, нагрузка преподавателей вузов продолжает расти.

Развитие науки

  • Опубликован 17-й сборник серии "Индикаторы науки", которую ИСИЭЗ с 2009 года выпускает совместно с Минобрнауки России и Росстатом.
  • Информация о реформировании РАН.

Международное сотрудничество

  • В МГУ прошел XV съезд Евразийской Ассоциации университетов.
  • Комментарий М. Мишустина о развитии международных отношений в сфере высшего образования между Россией и Таджикистаном.

Развитие образования за рубежом

  • Тенденции мобильности студентов из стран Африки южнее Сахары.
  • Китай стал лидером рейтинга наиболее цитируемых научных публикаций, а в этом году вышел на первое место по количеству научных разработок в ключевых технологических сферах.
  • Мнения экспертов относительно предлагаемых реформ магистратуры в Дании.
  • Материалы исследования о том, в каких странах представлено наибольшее и наименьшее разнообразие стран-источников иностранных студентов.
  • В США учителя чаще пользуются ChatGPT, чем школьники.

 

 

Мероприятия и документы Президента, Правительства, Федерального Собрания

6 марта Минобрнауки России объявляет о начале приема заявок на назначение стипендий Президента России для обучения за рубежом. Стипендию смогут получить 100 человек: 40 студентов и 60 аспирантов российских университетов и научных организаций. Государственная поддержка покроет расходы на обучение в вузе, расположенном на территории дружественного государства.

6 марта «Вести», «Газета» сообщают, что Министерство просвещения РФ обсуждает с Минобрнауки плавный переход к новой системе высшего образования, о которой в Послании Федеральному собранию говорил Президент РФ Владимир Путин. Об этом сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. «Сегодня с Минобрнауки мы обсуждаем, чтобы этот переход был плавным, – сказал Кравцов в интервью телеканалу "Россия 24". – То, что нам нужно возвращаться к нашим истокам, к системности в образовании, к тем наработкам, которые делали нашу систему образования сильной – абсолютно необходимо». По мнению министра, переход от Болонской системы к специалитету в педагогическом образовании должен усилить ориентированность на практику. Так, по его мнению, по завершении специалитета будущий учитель должен быть полностью готов к работе в школе. «Зачастую четырех лет не всегда хватало, чтобы освоить именно навыки педагогического труда», – указал министр.

Как пояснил глава Минобрнауки России Валерий Фальков, изменения позволят бесплатно поступать в магистратуру после любого базового высшего образования. Как итог, срок обучения может составить от четырёх до шести лет. При этом, в зависимости от профессии, отрасли и запроса рынка, по одной специальности или в одном вузе смогут предложить разные по сроку подготовки программы. Магистратура и ординатура от нас-таки никуда не денутся, если требуется более узкая специализация, то продолжить обучение дальше возможность у российских студентов будет.

Студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить обучение по действующим программам. Нет повода для переживаний и у тех, кто окончил вуз по действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Их дипломы пересматривать не будут. Глава государства отметил, что переход на новую систему должен быть плавным. Поэтому Правительству РФ совместно с парламентом необходимо внести поправки в законодательство.

Будущее же за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры, говорит Фальков. Но не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована. А потом человек сам будет решать, куда он пойдёт учиться.

7 марта ТК «Обучение ПРО» пишет, что С. Кравцов рассказал о системе наставничества: «Мы создали координационный совет по наставничеству при Минпросвещения, объединив представителей разных отраслей. Важно, что наставники есть в любой сфере: и в системе образования, и на производстве, и в культуре, и в медицине. Каждому, кто начинает свой путь в профессии, нужен человек, который поделится с ним своим опытом и поможет быстрее стать настоящим профессионалом. Я не исключаю, что всероссийская ассоциация наставников будет создана».

Как можно оценить наставничество? Наставник – это неформальное образование, которое еще никто не смог сделать массовым и поддающимся каким-то стандартам. Настоящее наставничество нельзя "запихать" в график выполнения работ, а если это будет сделано, то это все сведется к формальному заполнению отчетов. Возможно, у нас всех с одной стороны, а у разработчиков с другой стороны расхождение в понятийном аппарате? Не будем отрицать, ведь мы с ними не общались... Утверждать не можем, а они, возможно, имеют в виду что-то иное.

С другой стороны, мы видим, как некоторые соседи по площадкам, да и некоторые представители родительского сообщества начинают откровенно указывать на такую проблему. Задают правильные вопросы, но форма и издевательский тон не вызывают желания к построению диалога, потому и происходит отторжение восприятия посыла, который они формулируют. Подчеркнем, правильного посыла. Получается классическая ситуация разговора "немого с глухим", вот только проблема в том, что при этом процесс некорректной реализации данного направления продолжается, а диалога так и не произойдет.

8 марта «Российская газета» информирует, что Сергей Зуев освобожден от должности ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук ("Шанинка"). Отставку Зуева в пресс-службе вуза объяснили тем, что исполнение им своих обязанностей на посту ректора затруднено «в силу продолжающегося судебного процесса». При этом Зуев сохранит должность научного руководителя "Шанинки".

Новым ректором стала Мария Сигова. Она специализируется в области экономической безопасности, но с точки зрения менеджмента, информационных ресурсов и консалтинга. В докторской диссертации, которая называется "Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности", она пишет о необходимости формирования отечественного сектора консалтинговых услуг.

9 марта ТК «Наука и университеты» сообщает, что вышел перечень поручений Президента России по итогам встречи с молодыми учеными:

Правительству Российской Федерации представить предложения по созданию науковедческих центров в образовательных организациях высшего образования и научных организациях в целях изучения истории науки и научно-технологического развития. Срок – 31 августа 2023 г.

10 марта ТК «Право.ру» пишет, что Правительство РФ утвердило корректировки в правила предоставления права вузам и научным институтам присваивать собственные ученые степени кандидата наук.

Требования по своей сути остались те же.

Для вузов:

1) как минимум 1 диссовет по каждой из областей наук, где организация претендует на такое право;

2) за три года отменено менее 1% решения диссоветов;

3) не менее двух из трех показателей:

a) затраты на НИОКР на одного НПР более 1 млн руб.;

b) на 100 НПР не менее 200 публикаций в журналах перечня ВАК;

c) магистрантов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов и ассистентов (по ассистентуре-стажировке) не менее 20% от количества обучающихся.

Основные изменения – уточнено, что диссоветы должны быть именно по областям наук, введена вариативность показателей в третьем требовании, иностранные БД заменены на перечень ВАК (фактически – ядро РИНЦ) и увеличено требование со 100 до 200, а также с 5 до 20% поднято требование по уровню специализации образования.

Для НИИ:

1) и 2) пункты аналогичны университетским;

3) за предшествующий год не менее 100 публикаций в журналах перечня ВАК и затраты на НИОКР более 200 млн руб.;

4) хотя бы один из двух показателей:

a) затраты на НИОКР на численность работников – не менее 4 млн руб.;

b) на 100 исследователей не менее 350 публикаций в перечне ВАК.

Изменения аналогичны тем, что были применены к университетам.

Вокруг "собственных степеней" долго ломаются копья. Часть академического сообщества приняло в штыки право вузов выдавать собственные кандидатские корочки. С другой стороны, практика показывает – требования в диссоветах таких университетов выше (иногда значительно выше), чем в "ВАКовских". Кроме того, вузы и НИИ, получившие обозначенные права, пошли двумя разными путями. Часть создала постоянно действующие советы по образу и подобию обычных ("ВАКовских"). Иные же решили обратиться к практике "ad hoc" компактных советов из профильных специалистов для каждой их защит. На фоне четко высказанного президентом РАН Геннадием Красниковым предложения передать ВАК в РАН, количество организаций с правом выдавать собственные кандидатские дипломы явно будет увеличиваться.

Можно констатировать и еще один неутешительный факт. Некоторые представители профессионального сообщества (в основном на площадке РАН) так громко кричали о девальвации ученой степени кандидата наук, что их услышало… Минобороны. Под предлогом «степень можно купить в переходе» оно и отказало в отсрочке от мобилизации и кандидатам, и докторам наук. Понятно, что кричали те, кто под мобилизацию не попадает – возраст уж не тот – но сам прецедент показателен. По итогу – крикунов заткнули, часть кандидатов наук ушли на фронт, организаций с правами давать собственные корочки станет еще больше.

Развитие общего образования

6 марта ТК «Образование и инновации» сообщают, что российские школьники выиграли олимпиаду по математике в Румынии. На XIV Международной математической олимпиаде "Romanian Master of Mathematics" в Бухаресте школьники из Санкт-Петербурга завоевали сразу четыре золотые медали в индивидуальном зачете. Конкурсные задания они решали дистанционно из Образовательного центра "Сириус". Победителями олимпиады стали Роман Кузнецов, Алиса Волкова, Эльдар Хисамутдинов из Президентского физико-математического лицея № 239 и Павел Прозоров из лицея № 533. Ежегодные соревнования "Romanian Master of Mathematics" впервые прошли в 2008 году. В них участвуют юные математики со всего мира. Наши ребята побеждают здесь уже не первый раз. На прошлых состязаниях представители России завоевали два "золота" и два "серебра", поделив в итоге первое место в общем зачете со сборной Китая.

6 марта образовательная платформа SKILLBOX информирует, что соотношение долей поступивших первокурсников с высокими, средними и низкими баллами ЕГЭ из года в год остаётся примерно на одном уровне. Об этом свидетельствуют данные мониторинга ВШЭ. Средние баллы приёма по направлениям. Они посчитаны по баллам всех студентов, поступивших на соответствующее направление на бюджет и платно. Самые высокие баллы – отнюдь не на массовых направлениях обучения (исключения – "Математика", а также "Лингвистика и иностранные языки"). Лидеры по баллам – "Востоковедение и африканистика", "Теория искусств", "Политология", "Философия" и "Филология". На "Востоковедение и африканистику", например, в 2022 году приняли всего 1745 человек во все вузы, которые охвачены мониторингом ВШЭ, причём 64% из принятых человек учатся платно. На "Теорию искусств" приняли вообще лишь 612 человек, и 43% из них – платно. Из десятки направлений с самыми высокими баллами все, кроме одного, – гуманитарные.

Об отмене ЕГЭ. 7 марта ТК «Наука и университеты», «Обучение ПРО» сообщают, что заместитель председателя Госдумы Петр Толстой в очередной раз размышляет в личном телеграм-канале о судьбе Единого государственного экзамена: «Необходимость отмены ЕГЭ обсуждается и будет обсуждаться как необходимый шаг по возвращению нашего образования в традиционное национальное русло. Против тестовой системы – и педагоги, и родители детей, наши избиратели. Очевидно, что с таким трудом внедренную систему сразу не демонтировать, будем делать это постепенно».

Председатель комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина написала следующее в своем канале: «Вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил, что отмена ЕГЭ в России "обсуждается и будет обсуждаться". И добавил, что это – необходимый шаг по возвращению образования в традиционное национальное русло».

Мы уже неоднократно приводили в своих материалах мысли Петра Олеговича, со многими согласны, но все ждут их реализации. Про ЕГЭ он неоднократно говорил. Тут вопросов нет. Но депутат Останина обратила внимание на следующее: «Однако глава Рособрнадзора Анзор Музаев фактически опроверг Толстого, объявил, что "вопрос отмены ЕГЭ в России не обсуждается". Другими словами, Музаев, как я понимаю, демонстративно даёт понять, что для него и его "единомышленников" дискуссия на уровне руководства Госдумы ничего не значит».

ТК «Первый научно-образовательный» пишет, что анонсированная в этом году реформа системы высшего образования, предполагающая возврат к традициям, однозначно ассоциируется в массовом сознании и с судьбой главного образовательного новшества XXI века – Единого государственного экзамена. Призывы к его отмене, раздающиеся в последнее время на разных уровнях, приходится регулярно опровергать всем по очереди руководителям образования. Противники ЕГЭ среди чиновников, депутатов, медиаперсон имеют широкую поддержку в общественном мнении. Очередное доказательство – последний опрос. В необходимости отменить ЕГЭ убеждены 66% принявших в нем участие. Лояльнее всех к существующей системе аттестации школьников относится молодежь до 24 лет, но и в этой группе сторонников ЕГЭ – всего треть. Примерно таков же процент поддерживающих ЕГЭ среди педагогов. А вот среди родителей выпускников положительно относятся к форме экзаменов только 19% респондентов (в 2010 году, когда школьники сдавали обязательные ЕГЭ в первый раз, поддержка родителей составляла 24%).

ТК «Новости МИФИ»: «Отмена ЕГЭ невозможна сейчас ещё и потому, что университеты не готовы к проведению собственных массовых экзаменов в июле – в период отпусков ППС. Это много часов проведения экзаменов и проверок, в свою очередь, это деньги – пять–десять миллионов рублей на каждый университет, коих 600+».

10 марта ТК «Новости МГУ» пишет, что учителя со всех регионов России примут участие в Съезде учителей и преподавателей обществознания. 21–22 апреля в Год педагога и наставника МГУ проведет Всероссийский съезд учителей и преподавателей обществознания, на котором будут работать шесть секций по направлениям: "Право", "Политология", "Социология", "Экономика", "Философия", "Психология". Съезд объединит более 2000 учителей и преподавателей для профессионального обсуждения проблем развития школьного и вузовского образования, формирования широкого кругозора молодежи и подготовки педагогических кадров на единой дискуссионной площадке. Пленарное заседание съезда откроет ректор МГУ Виктор Садовничий. Участие в заседании примут высокопоставленные лица в сфере образования. Работа съезда состоится в очном формате на базе юридического факультета МГУ. Для дистанционного участия будет предусмотрена трансляция и запись заседаний.

10 марта «Российская газета» сообщает, что более 6,5 тысячи школьников приглашены на финал Всероссийской олимпиады школьников, который стартует 16 марта. В течение полутора месяца – до 30 апреля – пройдут испытания по 24 общеобразовательным предметам в 13 регионах России и федеральной территории "Сириус".

«Всероссийская олимпиада школьников – одно из самых масштабных соревнований по количеству участников. Задания школьного этапа уже выполнили порядка 7 миллионов человек, причем некоторые ребята пробовали свои силы в олимпиадах сразу по нескольким предметам, – подчеркнул министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. – Право представлять свой регион в финале получили сильнейшие. Впервые на этом состязании свои знания продемонстрировали ребята из новых регионов. Помимо конкурсных испытаний, для ребят будут организованы образовательные программы и различные мероприятия, в том числе приуроченные к Году педагога и наставника».

Напомним: дипломы победителей и призеров олимпиады действуют четыре года и дают право поступления в любой российский вуз без экзаменов по соответствующему профилю. Кроме того, обладатели дипломов могут стать участниками учебно-тренировочных и установочных сборов по подготовке и формированию сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах.

10 марта «Парламентская газета» пишет, что отменено ограничение на количество победителей международных олимпиад и Всероссийской олимпиады школьников в центральных предметно-методических комиссиях. Соответствующий приказ Минпросвещения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Согласно действующим правилам, на олимпиаде школьники могут выбрать для выполнения между заданиями для класса, программу которого осваивают, или для более старших классов. В случае, если они успешно выполнят более сложные задания, на следующих этапах ребята будут выполнять задания этого же уровня. Возможность еще усложнить задания новым приказом исключается.

Также убирается срок, по истечении которого победители международных олимпиад и Всероссийской олимпиады школьников могут войти в центральные предметно-методические комиссии олимпиады по каждому общеобразовательному предмету (ЦПМК). Ранее это могло произойти только после пяти лет с момента признания их победителями. Теперь это требование исключается, как и указание, что общее количество указанных лиц в комиссии не должно превышать 10%. Однако, согласно новым правилам, членом комиссии могут стать только совершеннолетние и окончившие старшую школу.

Эти же ограничения исключаются в части, касающейся включения победителей таких олимпиад в состав жюри регионального и заключительного этапов олимпиады. Изменилось число членов жюри регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету. Раньше их должно было быть не менее 15 человек, теперь – не менее семи человек. Кроме того, в порядке проведения олимпиад прописывается, что всем участникам должны быть обеспечены равные условия.

Как рассказывала "Парламентская газета" ранее, это касается и оборудования рабочего места школьника – по единому стандарту для всех, – и возможности участия в состязаниях детей-инвалидов. В случае выполнения практических заданий вне аудиторий, видеозапись будет осуществляться при наличии технических возможностей. Проходной балл по конкретному предмету Минпросвещения будет определять таким образом, чтобы обеспечить примерно равное количество участников заключительного этапа олимпиады в каждом классе.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга в октябре прошлого года заявил, что принятие закона о праве приема в вузы без экзаменов россиян, участвующих в школьных международных олимпиадах от команд других стран, будет способствовать возвращению в Россию талантливых учащихся.

Развитие высшего образования

6 марта ТК «Новости МИФИ» сообщают, что отечественные, да и мировые, университеты сегодня стоят на пороге больших перемен. Важно отметить, что сама возможность для перемен в отечественных университетах заложены рядом реформ: от введения ЕГЭ до запуска программы "Приоритет-2030". К переменам подталкивают разные переходы.

Технологический: цифровые технологии и искусственный интеллект.

Деятельностный: предпринимательство и инновации должны оказаться в контуре университета, там, где раньше не всегда находилось место науке.

Мыслительный: новые технологии и новая деятельность требуют изменения мышления, что особенно тяжело, ведь раньше во многих университетах мышления не было.

Знаниевый: современная организация знания по дисциплинам себя исчерпала, а новый формат хоть и востребован, но не придуман.

При этом все эти факторы находятся в значительном противоречии друг с другом. Например, предпринимательское мышление подразумевает расчёт экономической модели любого проекта с ограничением расходов и их детальным планированием, тогда как научное мышление, особенно направленное на реализацию фундаментальных исследований, требует вложения зачастую хоть и ограниченных, но непрогнозируемых на практике ресурсов. Или введение тотальной цифровой аналитики в образовательный процесс полностью исключает мышление преподавателя из процесса взаимодействия со студентом, тогда как мышление ‑ необходимая часть любого университета – краеугольный камень любой университетской деятельности.

Разрешение как перечисленных, так и многих других конфликтов, невозможно без формирования принципиально новой этики университета. То есть, строго по первоначальному определению, «правил совместного проживания» совершенно несвязанных и противоречащих друг другу концепций. При этом необходимо одновременно добиться, как возможности взаимодействия этих концепций, так и возможности их обособленного развития в одном и том же физическом пространстве. Кто сможет это сделать первым в мире, не потеряв при этом свою уникальность, тот и создаст ведущие мировые университеты будущего. Всё остальное, к сожалению, лишь сопутствующие и обслуживающие процессы.

6 марта ТК «Наука и университеты» пишет, что Россия не входила в Болонскую систему. Еще раз прочитали Великую Хартию европейских университетов, принятую в Болонье 18 сентября 1988 года.

Фундаментальные принципы Хартии звучат так:

1) университет, будучи в сердце различно организованных обществ в силу разнообразных географических условий и различий исторического развития, является автономным учреждением, которое критическим образом создает и распространяет культуру через научные исследования и образование. Чтобы адекватно реагировать на нужды современного мира, он должен иметь моральную и интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и экономической власти, реализуя свою деятельность в области исследований и образования;

2) в университетах педагогическая деятельность неотделима от исследовательской деятельности для того, чтобы образование было бы в состоянии следовать за эволюцией потребностей, таких как требования общества и научных знаний;

3) свобода исследований, образования и подготовки, будучи фундаментальным принципом жизни университетов, должна быть гарантирована как государственными властями, так и университетами, каждым в своей области компетенции. Отвергая нетерпимость и поддерживая открытый непрерывный диалог, университет становится привилегированным местом встречи между преподавателями, обладающими возможностями передачи знаний и средствами их развития через исследования и нововведения, и студентами, имеющими право, волю и способность обогащения знаниями;

4) хранитель традиции европейского гуманизма, но с постоянной заботой о достижении глобального знания, университет для выполнения своих задач отвергает всякие географические и политические границы и утверждает настоятельную необходимость взаимного познания и взаимодействия культур.

Так что можно полностью согласиться с заявлением главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова: «Я бы не привязывался к ней [Болонской системе], потому что мы туда не входили, и поэтому выходить оттуда мы не можем».

О роли магистратуры. Мнения экспертов и образовательного сообщества. Вот некоторые действующие магистерские программы одного из вузов: "Урбанистика", "Юридическое сопровождение международного бизнеса", "Медицинское право", "Искусственный интеллект и data science", "Психология физической культуры и спорта", "Теория игр и исследование операций", "Технологии Big Data", "Цифровые технологии в химии", "Юрист в сфере спортивного права"...

Дать подобное специализированное образование всем в рамках бакалавриата/специалитета невозможно и не нужно. Но можно работать в небольших группах в магистратуре. И если есть необходимость разработать новую образовательную программу для уже имеющих базовое образование бакалавров/специалистов, то реально делать это как раз на базе магистратуры. Для этого система и создавалась.

Срок обучения в магистратуре, достаточный для получения углубленных профессиональных знаний, в новой системе образования может составить один год, заявил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

«В новой системе координат можно будет вполне в соответствии с запросом рынка труда подготовить или получить углубленные профессиональные знания в магистратуре за год», – сказал он в эфире телеканала "Россия-24". Фальков отметил, что также в новой системе образования возможность бесплатно учиться в магистратуре будет и у выпускников специалитета. «Больше 600 тыс. выпускников, которые уже имеют образование на уровне специалитета и хотят дальше строить карьеру, получать дополнительные знания, смогут бесплатно в магистратуре, ординатуре либо ассистентуре получить», – рассказал министр. По его словам, магистратура не является продолжением основного образования, это углубленные специализированные знания. «Это не продолжение основного высшего образования, магистратура – это углубленные специализированные знания. И образование должно строиться на других технологиях», – сказал он. Фальков отметил, что магистратура должна быть именно в тех университетах, которые имеют для этого соответствующие кадровые, организационные, финансовые и инфраструктурные возможности.

На канале «Россия-24» вышел «Специальный репортаж» по поводу грядущей трансформации системы российского высшего образования.

«Болонская система не оказала существенного влияние на содержание образования относительно раннероссийской и советской» – Марина Лаврикова (1-й проректор по учебной работе СПбГУ).

Ректор МГУ Виктор Садовничий признался, что МГУ не ввел Болонскую систему. Точнее ввел, но в форме интегрированных программ "4+2". Фундаментальность и специалитет – это два ключевых качества, по мнению Виктора Садовничего, которые будут востребованы в новой системе. Именно потому 4 года мало.

«Сроки обучения в магистратуре будут гибкими. Для ряда целей допустимы фокусированные специализированные одногодичные программы, особенно, если они надстраивают пяти–шестилетний специалитет», – Валерий Фальков. Министр Валерий Фальков вспомнил свой ректорский опыт во главе с Тюменским госуниверситетом – в последние годы был широкий запрос на перезагрузку всей системы со стороны и работодателей, и науки, и самих студентов. По его мнению, необходим синтез – после школы выпускник должен получить такой уровень образования, чтобы быть успешным в жизни. И здесь основной вопрос к качеству школьного образования.

Были и плюсы. «Россия почувствовала силу своего образования, а двухуровневая модель позволила расширить экспорт, потому она должна сохраниться», – Нелли Дивеева, профессор СПбГУ.

Лоббировать российское высшее образование, в частности, выпало в УрФУ и ректору Виктору Кокшарову – в ведущих вузах развиваются: индивидуальные образовательные траектории, цифровизация, технологическое предпринимательство, практическая ориентированность. Он же связал образование с воспитанием в противовес формальностям обучения.

Анастасия Карпенко, заместитель декана мехмата НГУ, отметила, что магистратура и аспирантура – это основные уровни притяжения иностранных студентов, потому их надо сохранить.

Будущее многообразие. Есть области, в которых сохранились традиции – востребованные на государственной службе юридические направления, а также медицинские. Минобрнауки планирует переход к формату «основного высшего образования» сроком 4–6 лет. Главное, как отметил министр Фальков, это качество и запрос рынка труда, при этом «важно сохранить специализированное высшее образование уровня магистратуры, ординатуры и ассистентуры». «Уровни должны не продолжать, а углублять и расширять компетенции», – подчеркнул он.

Виктор Болотов (профессор НИУ ВШЭ и академик РАО) полагает, что Россия сохранит всё многообразие программ.

Разделение труда. Министр Фальков подчеркнул: «Магистратура должна быть в тех университетах, которые имеют для этого соответствующие кадровые, финансовые, инфраструктурные возможности. Магистратура – это углубленное специализированное знание. Образование там должно строиться на иных технологиях». Это означает потенциальное формирование двух эшелонов: массовой базовой подготовки (включая бакалавриат и специалитет), а также более фокусированной специализированной – лишь часть вузов получат право вести программы магистратуры, аспирантуры, ординатуры и ассистентуры.

Равноправие выпускников. Больше 600 тыс. выпускников-специалистов смогут продолжить образование.

Надо отделять зерна ЕГЭ от "плевел Болони". Андрей Рогачев, директор физтех-школы (факультета) физики и исследований им Л.Д. Ландау, подчеркивает: «ЕГЭ – это совсем другой экзамен, чем был в начале». Именно «особая физтеховская система подготовки» сейчас особенно востребована. Она – по сути – представляет собой ту самую модель "2+2+2". Преимущество в единой фундаментальной базе для родственных направлений, а далее – в постепенной фокусировке и углублении, либо, напротив, в междисциплинарном расширении набора компетенций.

А Виктор Болотов напоминает, что Болонская система не равна ни двухуровневой ("бакалавриат + магистратура"), ни ЕГЭ. Единый государственный экзамен вводился с совершенно иными целями, которые в итоге – после долгих трансформаций – начали достигаться.

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин: «Годичный срок вполне подходит для подготовки инженеров-исследователей, уже имеющих базовое высшее образование и высокую мотивацию, при условии использования возможностей работодателей – современного оборудования, профессионального инженерного программного обеспечения, участия в преподавании профессионалов из отрасли. Наверное, нужно связать срок обучения в магистратуре с предшествующим образованием. Например, если у поступившего в инженерную магистратуру есть диплом по одному из направлений подготовки из области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки", его можно учить один год. Если переход из одной области образования в другую, то нужен будет больший срок обучения».

Ректор МИФИ Владимир Шевченко о магистерских программах: «Есть несколько случаев, когда одногодичная магистерская программа может быть полезна и востребована. Во-первых, это ситуация, когда есть потребность оперативно обновить или углубить компетенции в связи с изменением требований рынка труда (например, в IT, где происходит постоянное обновление технологий и требования к специалистам меняются очень динамично). Во-вторых, это может быть хорошим решением для индустриально ориентированной магистратуры, предполагающей, по существу, дуальную подготовку на производстве под задачи конкретного предприятия. В-третьих, годичная подготовка магистров окажется полезна для выпускников специалитета в случае, когда необходимо получить новую специализацию в рамках одной УГНС (или родственных групп УГНС). Наконец, одного года магистратуры достаточно для перехода на более высокий квалификационный уровень выпускникам бакалавриата, имеющим достаточно большой опыт работы по специальности и уже обладающим высоким профессиональным уровнем».

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС: «Мир стремительно меняется, и сегодня невозможно получить качественное профессиональное образование один раз и всю жизнь конвертировать его в опыт. Чтобы оставаться востребованным, человек должен учиться непрерывно. Это касается, в первую очередь, междисциплинарных областей, которые требуют обновления полученных в вузе знаний. Опыт МИСИС показывает: в зависимости от отрасли и ожидаемых результатов, получить качественное образование за 1–2 года вполне возможно. Особенно, если уже есть опыт работы. Мы сейчас адресно, по заказу бизнес-партнеров, разрабатываем программы со сроком обучения до одного года. Такой запрос от ведущих индустриальных компаний есть и в России, и за рубежом. Например, для филиала университета в Узбекистане совместно с Алмалыкским горно-металлургическим комбинатом мы создаем образовательные программы длительностью 10–12 месяцев».

Борис Коробец, ректор Дальневосточного федерального университета: «Обучение в течение года в магистратуре оптимально по времени и качеству, когда мы говорим о работе над исследовательским проектом на базе наработанных ранее материалов, например, в специалитете. В силу высокого спроса промышленности Дальнего Востока на развитие научного потенциала своих сотрудников, уверен: такие ёмкие программы будут крайне востребованы. Обучение своих сотрудников в течение одного года позволит не потерять интенсивность труда, при этом качественно повысить инновационный потенциал коллектива. При этом разработка таких программ невозможна без участия партнеров. Тут важна наставническая роль бизнеса в организации исследовательской деятельности магистрантов».

10 марта ТАСС пишет, что программа научного наставничества запускается в этом году в российских вузах, в ней будут задействованы советы молодых ученых и студенческие научные объединения. Об этом сообщил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, чьи слова приводит в пятницу пресс-служба. «Сегодня в России более 52 000 молодых преподавателей в вузах в возрасте до 39 лет. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. <…> В целях развития системы научного наставничества, мы задействуем студенческие научные объединения и советы молодых ученых. Благодаря этому, мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого – от абитуриента до доктора наук, а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей», – цитирует пресс-служба вице-премьера.

Год педагога и наставника. В рамках Года педагога и наставника, объявленного в 2023 году указом Президента РФ Владимира Путина, в различных регионах страны пройдут мастер-классы от выпускников-наставников, интерактивные лектории, конкурсы, а также всероссийские и международные научно-практические конференции, отметили в пресс-службе. Будет организована работа по привлечению молодежи в педагогическую профессию, распространению опыта лучших педагогов и наставников, повышению качества образовательных программ. Лучшие преподавательские практики и современные подходы к обучению станут одной из тем юбилейного X Московского международного салона образования.

Как сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, пилотная программа наставничества студенческих научных объединений со стороны советов молодых ученых начнет действовать в шести вузах. Это Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Российский университет дружбы народов (РУДН), Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Государственный академический университет гуманитарных наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации и Петрозаводский государственный университет. Именно в Карелии в апреле пройдет стратегическая сессия, а в декабре участников программы ждет семинар-совещание в Сочи на площадке III Конгресса молодых ученых.

«Преподаватели вузов, учителя и наставники всегда были, есть и будут для молодежи проводниками в мир знаний и науки. Их роль крайне высока в формировании ценностных ориентиров у молодых людей. Год педагога и наставника позволит привлечь внимание к этой профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, а также повысить интерес молодежи к педагогике. Лучших мы наградим знаком отличия "Почетный наставник"», – отметил Фальков, чьи слова приводит пресс-служба Минобрнауки РФ.

В рамках Года педагога и наставника, отметили в пресс-службе, будет реализована инициатива "Сириус. Лето: начни свой проект", призванная трудоустроить студентов-наставников на время выполнения научно-технологических проектов со школьниками, и продолжит работу федеральный проект "Женщины: школа наставничества", направленный на поддержку талантливых студенток в начале их карьерного пути.

ТК «Наука и университеты» приводит данные, что нагрузка преподавателей вузов продолжает расти. На протяжении последних нескольких лет нагрузка на преподавателей вузов продолжает расти, что выражается как в количестве преподаваемых дисциплин, так и в фактической нагрузке, измеряемой в часах. Об этом говорится в работе Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, с которой ознакомились "Ведомости".

Если в 2019 г. на одного преподавателя приходилось в среднем 4,6 дисциплины, в 2021 г. – уже 5,8. К примеру, в 2019 г. 12% опрошенных участников исследования ответили, что преподают девять дисциплин, в 2021 г. этот вариант ответа выбрали уже 18%. На уровне магистратуры и аспирантуры на одного преподавателя в среднем приходится меньше дисциплин, чем на уровне бакалавриата, говорится в исследовании. При этом нагрузка преподавателей ведущих вузов немного меньше, чем сотрудников рядовых вузов – в них среднестатистический преподаватель ведет шесть дисциплин, в то время как преподаватель ведущего университета – 5,3. Впрочем, на преподавателей региональных вузов ложится большая нагрузка, чем на столичных преподавателей. Это может быть вызвано низкой заработной платой сотрудников в регионах, что вынуждает их брать больше дисциплин, говорится в исследовании.

Что касается предпочтений преподавателей на разных образовательных уровнях, то они склоняются больше к преподаванию, чем к научной работе. Больше всего времени у сотрудников вузов занимают непосредственно аудиторные занятия – в среднем 21 час в неделю. Значительную часть времени занимают также подготовка к занятиям (15 часов), научная работа в вузе (13 часов). Подработки, в том числе репетиторство, могут занимать в сумме до 30 часов в неделю, говорится в исследовании ВШЭ. 23% опрошенных в 2021 г. преподавали в других вузах, в то же время частные уроки давали 7%.

Во многих вузах введен так называемый "эффективный контракт", по которому заработная плата зависит от вложенных усилий, поэтому преподаватели берут повышенную нагрузку, чтобы обеспечить себя финансово, комментирует результаты исследования его автор, замдиректора Института институциональных исследований ВШЭ Виктор Рудаков. «Наряду с высокой аудиторной нагрузкой у преподавателей также есть нагрузка публикационная, так как прошлая образовательная парадигма предполагала задачу публиковаться в журналах, входящих в Web of Sience и Scopus», – объясняет Рудаков. Помимо этого, продолжает эксперт, из-за того, что преподаватели вынуждены вести по 5–6 курсов, у них не хватает времени для того, чтобы обновлять программы, смотреть современные исследования, неформально подходить к улучшению качества образования.

FORBES Education приводит аналитику по теме реформы высшего образования и возможных проблемах. Небоевые потери: к чему приведет "суверенизация" высшего образования в России. Специально для Forbes Life директор компании "E-Quadrat Science & Education" Егор Яблоков рассуждает о потерях и приобретениях от анонсированной президентом реформы.

Президент Владимир Путин предложил вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием, заявив об этом в послании Федеральному Собранию: «Назрели существенные изменения. Необходим синтез всего, что было лучшего в советской системе и в последние годы. Предлагаю вернуться к базовой системе подготовки специалистов. Срок обучения от 4 до 6 лет. В рамках одного вуза могут быть предложены разные программы. Если нужна узкая специализация, то молодой человек сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. Отдельно будет обучение в аспирантуре. Те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить обучение по действующим программам. Пересмотра дипломов бакалавров и магистров не будет. Переход на новую систему должен быть плавным».

"Человеческое измерение" и реформа в цифрах. Направление обозначенных реформ сложно охарактеризовать словом "модернизация", поскольку по содержанию к ним больше подходит термин "реставрация". Любое образование имеет самое непосредственное отношение к людям, к человеческому капиталу, поэтому попробуем разобраться в цифрах: кто и что потеряет и приобретет от предстоящей реформы, каково "человеческое измерение" грядущих преобразований? В количественном отношении структура финансируемого государством обучения в российских вузах сейчас выглядит следующим образом. В 2023 году на программы бакалавриата государство выделило для распределения между вузами более 334 000 мест для приема на обучение (из них почти 280 000 мест для очного обучения).

Для программ магистратуры государство ранее уже выделило более 123 000 бюджетных мест (из них более 102 000 мест очной формы). Заметим, что число бюджетных мест для обучения по программам магистратуры росло все последние годы. В то же время на обучение по программам специалитета в 2013 году государство выделило более 83 000 бюджетных мест (из них более 77 000 мест для очного обучения). То есть, доля финансируемого государством обучения в специалитете в общем приеме на 1 курс обучения, составляет в 2023 году всего около 20%. При этом соотношение приема в бакалавриат и приема в магистратуру составляет примерно три к одному. Конечно, это соотношение необходимо рассматривать с поправкой на то, что выпускники бакалавриата текущего года приема смогут поступать в магистратуру только через четыре года.

Полмиллиона нынешних студентов программ бакалавриата могут столкнуться с трудностями при приеме в магистратуру. Вероятно, озвученное обещание, что в результате реформы никого никуда переводить не будут, и все смогут окончить обучение по тем образовательным программам, на которые они поступили, будет выполнено. Однако те, кто поступил на обучение по программам бакалавриата в 2021–2022 годах и планировал после окончания бакалавриата поступать в магистратуру в российском вузе (а это, судя по результатам опросов второй половины 2010-х годов, примерно половина от общего числа выпускников программ бакалавриата), могут столкнуться с сильным разочарованием.

Еще в декабре 2022 года стало известно, что Минобрнауки России не планирует проведение в 2023 году открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема (бюджетных мест) между вузами на 2024/2025 учебный год. Вместо этого, «в целях сокращения сроков определения кадровой потребности, а также оптимизации процедур формирования общих объемов и структуры» бюджетных мест, конкурс будет проведен непосредственно в году проведения приема, то есть в 2024 году. Очевидно, что теперь в следующем году число бюджетных мест для обучения по программам магистратуры будет определяться уже исходя из того, что магистратура необходима (только) в том случае, «если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации», тогда как новой нормой станет «традиционная для России» базовая (одноуровневая) подготовка специалистов.

С какими рисками могут столкнуться студенты в ближайшие годы. Таким образом, по грубой оценке, полмиллиона нынешних студентов программ бакалавриата могут столкнуться с трудностями при приеме в магистратуру. Будет ли разрешено университетам проводить прием на обучение по программам магистратуры в отсутствие бюджетных мест на платной основе зависит от того, каким российская власть видит будущее этих молодых людей и девушек, оканчивающих обучение по программам бакалавриата в ближайшие три года.

Не легче будет жизнь и тех студентов, которые начнут обучение по новым "традиционным" программам базовой подготовки специалиста с высшим образованием. Сейчас постулируется, что новая система высшего образования уравняет их в правах с выпускниками программ бакалавриата, что даст им возможность поступить в магистратуру на бюджетной основе. Скорее всего, с нормативной точки зрения так и произойдет. Однако реальная возможность обучения в магистратуре на бюджетной основе опять же будет определяться числом выделяемых государством бюджетных мест, которое, в свою очередь, будет зависеть от того, как чиновники верхнего уровня видят потребность национальной экономики в кадрах. Если будет превалировать потребность в рабочих руках (головах) "здесь и сейчас", число мест для обучения в магистратуре можно будет сократить, тогда выпускники бакалавриата и программ специалитета массово окажутся на рынке труда (у последних, правда, остается еще возможность поступить в аспирантуру). Если же будет доминировать логика снижения уровня безработицы и снятия социальной напряженности, то можно дополнительно "подержать" новых выпускников бакалавриата и программ подготовки специалистов два года в магистратуре.

Будут ли признавать российские дипломы за границей. Сейчас альтернативой поступлению в магистратуру или аспирантуру российских вузов является подача документов для обучения в зарубежном университете. Если опираться на данные ЮНЕСКО, в предыдущие годы этой возможностью пользовались около 1,5% от общего числа российских студентов – по мировым меркам это очень низкий показатель. Тем не менее, в абсолютном выражении это около 60 000 человек. Планируемый переход к "суверенной" российской модели высшего образования, освободившейся от "наследия" Болонской системы (которую российские чиновники еще в минувшем году окрестили "устаревшей" и "не оправдавшей ожиданий"), может быть чреват для выпускников российских вузов сложностями с признанием их дипломов за рубежом.

Исследователи высшего образования уже обращают внимание на то, что планируемая российскими властями реформа может буквально поставить железный занавес для выпускников российских вузов, поскольку никто при планировании реформы, очевидно, не принимает всерьез интересы российских выпускников в отношении признания их квалификаций за рубежом. Состоявшийся де-факто выход России из Болонского процесса перечеркивает почти два десятилетия работы по повышению мобильности российских студентов и работников академического сектора. Ведь, несмотря на все заявления о том, что приоритетными для России партнерами являются страны Азии, на практике наибольшее число совместных образовательных программ и проектов, равно как и совместных научных проектов, все последние годы приходилось именно на страны Европы и США. И доступ к рынку образования, а в перспективе и рынку труда именно этих стран может существенно усложниться для выпускников российских вузов в свете предстоящей реформы. Заметим, что среди первых пяти наиболее популярных у российских студентов направлений для академической мобильности, по данным ЮНЕСКО, нет ни одной "дружественной" России страны. При этом именно на эти первые пять "недружественных" стран (Германия, Чехия, США, Великобритания и Франция) приходилось практически 50% всех россиян, обучающихся за рубежом.

Насколько ощутимой для России может быть потенциальная потеря доступа ее граждан к рынку образования этих стран? Представляется, что, несмотря на относительно скромные абсолютные значения, она может быть весьма ощутимой. На протяжении 2000-х и 2010-х годов именно выпускники зарубежных университетов, преимущественно как раз из стран, которые сейчас именуются в России "недружественными", возвращаясь после обучения на родину, часто занимали ведущие позиции в научной сфере и в образовании, в компаниях реального сектора экономики, в банковском бизнесе и в социальной сфере, привнося в них новые технологии, новую управленческую культуру и ценные контакты, сформировавшиеся в годы учебы, а иногда и работы за рубежом.

Отток иностранных студентов из России. "Суверенизация" российской системы высшего образования скажется и на ее возможностях по привлечению человеческого капитала из других стран. В России, по последним доступным данным ЮНЕСКО, обучается около 283 000 иностранных студентов. На первые пять стран (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Украина) по численности студентов, обучающихся в России, приходится чуть более 60% от общей численности иностранцев, получающих высшее образование в России. И все эти страны относятся к "странам ближнего зарубежья", в целом на постсоветское пространство приходится более 72% иностранных студентов в России. Но большинство из этих стран на протяжении последних 30 лет развивали – иногда планомерно, иногда рывками – характерную для Болонской системы трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Цель этого – все та же интернационализация образования: эти страны наращивали и наращивают участие в европейских программах поддержки академической мобильности и стимулируют своих граждан к получению образования за рубежом в ведущих университетах мира. Так, например, более 90 000 граждан Казахстана обучаются за рубежом (при более чем в семь раз меньшей в сравнении с Россией численности населения), из них около 78% – в России. За рубежом обучается более 85 000 граждан Узбекистана, среди них почти 32% получают образование в России. Эти страны активно привлекают к себе университеты развитых стран для открытия своих филиалов. Все это указывает на то, что тренд на интернационализацию образования в этих странах – стратегический, а выбор России как основного или одного из основных направлений отправки студентов – в большей степени исторический, обусловленный ее доступностью.

Вопрос о том, насколько граждане этих и других стран, даже относимых Россией к "дружественным", готовы будут в будущем поступать на обучение в российские университеты при неясной перспективе признания дипломов российских вузов на рынках труда развитых стран, остается открытым. Но логично предположить, что те из них, кто ищет для себя возможности через обучение в университете проложить себе дорогу на глобальный рынок труда, скорее всего, будут рассматривать иные варианты для получения высшего образования.

Цели предстоящей реформы российского высшего образования, как и причины ее проведения, обозначены в весьма размытых категориях необходимости подстройки системы образования под потребности рынка труда, экономики и общества. Однако реформа высшего образования, как уже видно, будет иметь вполне конкретное "человеческое измерение" в виде потерь человеческого капитала, которые будут измеряться для страны тысячами и десятками тысяч высокообразованных людей ежегодно.

Основные выводы:

  1. Очевидно, озвученное обещание, что в результате реформы никого никуда переводить не будут и все смогут окончить обучение по тем образовательным программам, на которые они поступили, будет выполнено. Однако те, кто поступил на обучение по программам бакалавриата в 2021–2022 годах и планировал после окончания бакалавриата поступать в магистратуру в российском вузе могут столкнуться с серьезными сложностями. Сегодня неизвестно, будут ли для них запланированы бюджетные места в магистратуре. Также нельзя сейчас сказать, будет ли разрешено университетам проводить прием на обучение по программам магистратуры в отсутствие бюджетных мест на платной основе.
  2. Сейчас альтернативой поступлению в магистратуру или аспирантуру российских вузов является подача документов для обучения в зарубежном университете. Если опираться на данные ЮНЕСКО, в предыдущие годы этой возможностью пользовались около 1,5% от общего числа российских студентов. После реформы отечественной системы высшего образования у выпускников российских вузов появятся сложности с признанием их дипломов за рубежом.
  3. Суверенизация российской системы высшего образования может сказаться и на ее возможностях по привлечению студентов из других стран. В целом на постсоветское пространство приходится более 72% иностранных студентов в России. Но большинство из этих стран на протяжении последних 30 лет образования развивали характерную для Болонской системы трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Это делалось с целью интеграции национальных систем образования в глобальное образовательное пространство. Вопрос о том, насколько граждане наших дружественных стран готовы будут в будущем поступать на обучение в российские университеты при неясной перспективе признания дипломов российских вузов на рынках труда развитых стран, остается открытым.

Развитие науки

7 марта ТК «Новости ВШЭ» сообщают, что опубликован 17-й сборник серии «Индикаторы науки», которую ИСИЭЗ с 2009 года выпускает совместно с Минобрнауки России и Росстатом. По традиции сборник включает актуальные данные официальной статистики о состоянии российской науки: финансировании исследований и разработок, кадровом потенциале и материально-технической обеспеченности, результативности научной деятельности. Издание содержит и ряд новаций, например, детализированы сведения о возрастной структуре исследователей в разделах "Кадры науки", "Секторы науки", а в разделе "Международные сопоставления" расширен список стран, по которым приводятся сведения по показателю "Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту".

10 марта «Научная Россия» пишет, что новый президент Российской Академии наук Геннадий Красников поступательно проводит политику деполитизации функционирования РАН. В эпоху Александра Сергеева главными возмутителями спокойствия были две Комиссии – по борьбе с лженаукой и по противодействию фальсификации научных исследований. Они обособились в 2018-м году из единой Комиссии. Курировал их вице-президент Алексей Хохлов. Причем Комиссия по ПФНИ стала оплотом "активистов" Диссернета. "Звездным часом" ее стали выборы членов РАН осенью 2019 года, когда "доклад" о так называемых "заимствованиях" в работах полусотни кандидатов чуть не сорвал выборы как таковые. Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод – Комиссия по ПФНИ была обособлена как раз-таки ради этой одноразовой акции. Это была четко выверенная провокация – доклад (крайне спорный по методологии) был обнародован вообще без уведомления Президиума. Сразу после скандала президент РАН Александр Сергеев (тогда на посту был он) подзатянул гайки, а после избрания Геннадия Красникова стало понятно – гнездам оппозиции в Академии пришел конец.

Вице-президент РАН Степан Калмыков официально заявил две ключевые позиции.

Первая – функции комиссий переданы Экспертному совету РАН: «Это решение связано с необходимостью реорганизации структуры Российской академии наук, в составе которой сегодня работает около 100 различных советов, комиссий и комитетов. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований будут сохранены, их расформирование не обсуждается. Так как их ключевая функция сводится к экспертной работе, было принято решение о переподчинении экспертному совету РАН».

Вторая – председателей, скорее всего, сменят: «В связи с истечением срока полномочий председателей комиссий на одном из ближайших заседаний президиума РАН будут обсуждены и согласованы новые кандидатуры. Затем выбранные председатели сформируют и представят на голосование президиума РАН составы комиссий. Я, как вице-президент РАН, продолжу курировать их работу».

Это был ответ на попытку последнего оплота несогласных – Клуба "1 июля" – поднять шум вокруг ликвидации комиссий. Отметим не столь оперативную, но в итоге – выверенную по таймингу ответную реакцию Академии. В общем-то, в разговорах со СМИ некоторые представители академического сообщества практически прямо говорят – смысл Комиссий был в основном именно в их оппозиционности. Несмотря на некоторую долю недовольных среди академиков и членов-корреспондентов на Президиуме, где голосовался вопрос о передаче функционала комиссий экспертному совету, никаких возражений ни от кого не последовало.

Можно с уверенностью говорить, что Геннадий Красников жесткой рукой проводит курс на деполитизацию работы Академии. РАН переходит к функциональному (а не медийно-политическому) участию в выработке и реализации государственной политики. Более того – значительно уменьшен накал внутриакадемических элитно-политических взаимодействий. Трансфер функционала Комиссий (фактически – их нейтрализация) является одним из пунктов нового издания "правил игры" на научно-образовательном поле.

"Курчатовский" институт и Академия наук пришли к мирному сотрудничеству, происходит раздел полномочий по "формуле Ковальчука": РАН – центр науки в стране, а "Курчатник" – главная научная организация. Все это накладывается на усилия президента "Курчатовского" института реанимировать полновластие научных руководителей крупных программ и проектов.

11 марта СМИ приводят С ростом числа статей в 2023 г. (а их уже больше 10 тысяч) структура топ-10 по коллаборациям пока что практически не меняется: Китай (7,4%), США (6,8%), Германия (5,8%), Великобритания (4,0%), Италия (3,8%), Франция (3,8%), Индия (3,4%), Испания (2,7%), Саудовская Аравия (2,2%) и Канада (2,1%). Единственное изменение – Италия догнала Францию, но пока что это ни о чем не говорит.

В общем списке среди российских вузов "бронзу" по числу публикаций держит "Сеченовка" с 360 единицами ("золото" у МГУ, "серебро" – у СПбГУ). За ней в группе 300+ идут УрФУ (332), ВШЭ (311) и РУДН (ровно 300). Замыкают топ-10 МФТИ (261), Питерский "Политех" (244), КФУ (240) и ТГУ (219). Их земляки из ТПУ, впрочем, оторвались совсем чуть-чуть (212). Еще в чертовой дюжине университетов 200+ находятся ДГТУ (207) и НГУ (204).

Изменения в сравнении с тем, что было 3 недели тому назад: СПбПУ чуть обогнал КФУ, ТГУ и ТПУ поменялись местами, а неожиданно появившийся ДГТУ снес НГУ с 12-го на 13-е место. Ростовчане это смогли сделать за счет тезисов конференций – кстати, доля Proceedings в общенациональном зачете продолжает неуклонно падать, что заметно невооруженным глазом.

Международное сотрудничество

6 марта ТК «Новости МГУ» сообщает, что 2 марта в МГУ прошел XV Съезд Евразийской Ассоциации университетов. Под председательством президента Ассоциации, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего представители 125 университетов из 18 стран мира обсуждали пути сближения научно-образовательных пространств на просторах Большой Евразии.

В своем вступительном слове В.А. Садовничий отметил, что к своему юбилейному съезду Ассоциация подошла в статусе авторитетной международной организации, которая уже многие годы служит развитию и укреплению наднациональных академических и научных связей. Чтобы обсудить важные проблемы развития современного образования, науки и жизни университетов, в Московский университет приехали представители 83 университетов – членов Ассоциации, руководители 26 университетов, вступивших в ее ряды в ходе проведения съезда. Кроме того, в работе съезда в качестве наблюдателей приняли участие представители еще 18 вузов из Египта, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана, Республики Сербской, Черногории, других университетских объединений, заинтересованных в межуниверситетском диалоге и более тесном взаимодействии.

3 марта в МГУ имени М.В. Ломоносова проходил Форум Евразийского Сетевого университета, посвященный концептуальным и практическим вопросам развития уникального формата объединения ресурсов и компетенций крупнейших университетов Евразийского пространства. Под председательством научного руководителя Евразийского Сетевого университета (ЕСУ), ректора МГУ, академика В.А. Садовничего представители десятков крупнейших европейских и азиатских университетов обсуждают вопросы повышения роли науки и подготовки кадров в глобальном и региональном развитии, более эффективной реализации миссии вузов как традиционных центров просвещения, культуры, социальных и технологических инноваций.

В своем выступлении В.А. Садовничий напомнил об основных этапах зарождения и реализации идеи создания ЕСУ. Он отметил, что прошло меньше года со дня основания Евразийского Сетевого университета. За это время в ЕСУ вошли 19 университетов, а сегодня к ним готовы присоединиться еще три вуза, заявки еще четырех вузов находятся на рассмотрении.

Содержательно сетевые университеты являются плодом двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, развитие сетевых форм стало реакцией университетов и национальных систем высшего образования на процессы глобализации и интеграции. Глобализация усиливает тенденции расширения связей между университетами. С другой стороны, глобализация вызвала процессы регионализации, когда создаются региональные союзы государств, имеющих схожие интересы. И эти союзы позволяют его участникам совместными усилиями эффективнее достигать своих целей в международных отношениях. Научный руководитель Евразийского Сетевого университета подробно проанализировал форматы реализации сетевых межуниверситетских инициатив, как правило, происходящих либо в виде сетевых университетов, либо в виде университетских сетей. Так, успешно действуют Сетевой университет ШОС, Сетевой университет СНГ и Сетевой университет БРИКС.

Виктор Антонович отметил основные отличия Евразийского сетевого университета от подобных альянсов. ЕСУ ставит своей основной задачей содействовать формированию единого образовательного и научного евразийского пространства – пространства, где академическая мобильность реализовалась бы по единым правилам, где при сохранении национальных образовательных стандартов складывались бы новые, единые евразийские стандарты. Не менее важно, что Сетевой университет будет выступать также посредником между институтами Евразийской экономической комиссии и представителями научно-образовательного и бизнес-сообществ. Эта задача реализуется через анализ потребностей в вопросах подготовки кадров, работу в качестве площадки для взаимодействия между разными представителями стран Большой Евразии. Сетевой университет намерен участвовать в реализации таких стратегических задач, как создание единого евразийского образовательного пространства, развитие онлайн программ и дистанционного образования, развитие программ повышения квалификаций и стажировок, цифровизация в сфере работы с документами об образовании и проверки их подлинности. «Все эти задачи тесно коррелируют с позициями, озвученными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в рамках председательства России в Евразийском экономическом союзе в этом году», – добавил ректор МГУ.

10 марта консалтинговая компания «РосЭксперт» пишет, что Михаил Мишустин рассказал о развитии международных отношений в сфере высшего образования между Россией и Таджикистаном. Глава Правительства РФ вместе с премьер-министром Республики Таджикистан открыл пленарное заседание 9-й конференции по межрегиональному сотрудничеству "Деловое и инвестиционное партнерство России и Таджикистана". Участие в мероприятии принял министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Михаил Мишустин отметил, что гуманитарное сотрудничество между Россией и Таджикистаном активно развивается. Особое внимание он уделил сфере высшего образования. «Студенты из Республики обучаются в высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Нижнего Новгорода, Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска, Барнаула, других городов во исполнение договоренностей между нашими президентами Владимиром Путиным и Эмомали Рахмоном. На предстоящий учебный год мы увеличили правительственную квоту на прием граждан Таджикистана в российские вузы. Можно получить высшее образование и, не уезжая из Республики в Российско-Таджикском (Славянском) университете, филиалах российских высших учебных заведений», – подчеркнул он. В российских вузах обучается более 35 тысяч студентов из Таджикистана; 902 бюджетных места выделены гражданам Республики в вузах РФ по специальной квоте Правительства РФ в 2023/2024 учебном году.

Развитие образования за рубежом

6 марта ТК «Международное образование – EduView» пишет о тенденциях мобильности студентов из стран Африки южнее Сахары. На сегодняшний день около 430 000 граждан из стран Африки южнее Сахары (так называемый регион "Тропическая Африка") получают высшее образование за рубежом. По прогнозам Campus France, к 2050 этот показатель может удвоиться. Главным драйвером исходящей мобильности для региона являются внутренние проблемы, связанные с качеством высшего образования и перспективами трудоустройства. В результате доля студентов, обучающихся за рубежом, для стран субрегиона составляет 4,8%, тогда как среднемировой показатель – 2,75%. Только за последние пять лет число мобильных студентов в регионе увеличилось на 21%. Лишь ⅕ мобильных студентов поступают в вузы в пределах субрегиона.

Большая часть учащихся выбирает вузы Франции (92 000 студентов). Затем следуют США (41 700 студентов), ЮАР (30 300 студентов), Великобритания (27 800 студентов). В то же время растет присутствие других стран в субрегионе, среди наиболее активных – Китай, Канада и Германия. Довольно стремительно среди студентов Тропической Африки растет популярность вузов Турции и Марокко, где за последние пять лет доля обучающихся из субрегиона выросла на 183% и 67% соответственно, достигнув около 19 800 человек в каждой из указанных стран.

7 марта ТК «Наука и университеты» сообщает, что в 2022 году Китай стал лидером рейтинга наиболее цитируемых научных публикаций, а в этом году вышел на первое место по количеству научных разработок в ключевых технологических сферах. Пока у нас продолжают обсуждать Болонскую систему, по данным Министерства образования КНР сейчас за рубежом обучается около 1,6 млн. студентов из Китая. На родину возвращается примерно треть, но видимо и этого оказывается достаточно для стратегии лидерства. В РФ всё гораздо скромнее. По данным ЮНЕСКО, за 2022 год в университетах за границей обучалось лишь около 60 тысяч российских студентов, у которых при этом теперь возникла куча проблем, вроде получения виз и сдачи международных тестов. Сколько из них закончит обучение, сколько из них вернется – тайна сия велика есть. Кстати, по количеству студентов, которые учатся за рубежом, в прошлом году мы лишь чуть обгоняли Индонезию. В следующем году Индонезия обгонит нас.

9 марта ТК «Международное образование – EduView» сообщает, что эксперты выступают против предлагаемых реформ магистратуры в Дании. Более 250 членов различных университетских профессиональных коллегий подписали петицию, направленную против планов датского правительства сократить срок обучения в магистратуре с двух лет до одного года. Университетские профессиональные коллегии присутствуют в каждом датском университете и состоят из представителей отрасли, которые консультируют университеты, в частности, по вопросам потребностей рынка труда.

Эксперты не согласны с мнением правительства страны о том, что более короткая магистратура будет «качественным скачком вперед» для высшего образования. В петиции говорится, что «даже если деньги будут направлены на улучшение качества одногодичного образования, мы не должны забывать о важности длительности обучения. От его срока зависит, сколько предметов студент сможет освоить, сколько заданий сможет сделать и сколько экзаменов сможет сдать».

Эксперты утверждают, что выпускникам трехлетних программ бакалавриата сейчас практически невозможно найти достойную работу в Дании. Вместо них бизнес, организации и правительственные учреждения предпочитают кандидатов, которые обучались пять лет (3 года бакалавриата + 2 года магистратуры). «Это очевидно, потому что выпускники, обучавшиеся 5 лет, лучше образованы, их аналитические способности острее, и задачи они могут решать эффективнее. Если мы сейчас перейдем на четырехлетнее образование, то получим слабых специалистов с туманными карьерными перспективами», – говорится в петиции.

Кроме того, эксперты уверены, что магистранты лишатся возможности проходить стажировки во время своего обучения, так как у них не будет на это времени. Лизе Шубарт, генеральный директор и советник по коммуникациям компании Helium Communication, а также член совета выпускников Копенгагенского университета, заявила, что нет никакого смысла сокращать университетское образование с пяти до четырех лет: «Дания – маленькая страна, в которой нет полезных ископаемых, поэтому образование и ноу-хау – наши самые важные активы. Для того, чтобы наша страна и дальше была одной из лучших в мире, во всем, что мы делаем, нам нужна очень образованная молодежь. Экономия средств за счет сокращения продолжительности обучения – это не выход. Это просто способ экономии, который нам дорого обойдется».

10 марта FORBES Education пишет, что Studyportals опубликовала исследование о том, в каких странах представлено наибольшее и наименьшее разнообразие стран-источников иностранных студентов. Чтобы создать целостную глобальную картину студенческой мобильности, аналитики за основу взяли данные ЮНЕСКО и ОЭСР. В отчете выделены 25 стран, на которые приходится 80% всех иностранных студентов. Страны распределены по количеству стран-источников, то есть тех стран, из которых приехали студенты.

В пятерку лидеров вошли: Италия (34), Норвегия (33), Германия (33), Франция (31) и Венгрия (28). Studyportals отмечают, что такая диверсифицированность студентов связана с расположением стран, большими сообществами экспатов и широким выбором бюджетных и недорогих программ обучения. Низкие позиции в топ-25 занимают Канада (13), Австралия (12), Новая Зеландия (9), Чехия (9), Португалия (7).

Страна-лидер по экспорту студентов – Китай (1,1 млн), на втором месте – Индия (521 тыс.), следом идут Вьетнам (132 тыс.), Германия (123 тыс.), Франция (107 тыс.), Узбекистан (107 тыс.) и США (107 тыс.). Из России учиться за рубеж уехали 58 тысяч студентов.

Авторы исследования констатируют, что среди англоговорящих стран, в Австралии, Новой Зеландии и Канаде, количество иностранных студентов является одним из наименее разнообразных: «Несмотря на то, что эти страны являются всемирно известными направлениями, предлагающими образование мирового класса, они чрезмерно зависят всего от нескольких стран происхождения. Потребность в диверсификации сейчас больше, чем когда-либо прежде, поскольку университеты, конкурирующие на глобальном уровне, больше не могут позволить себе полагаться всего на несколько стран-источников поступления иностранных студентов».

«Чрезмерная зависимость от нескольких стран происхождения иностранных студентов создает риск для университетов перед лицом неопределенностей, таких как геополитические сдвиги, изменения политики или закрытие границ», – приводит слова Кары Скикне, одного из авторов исследования, Times Higher Education.

В прошлом году Вивьен Стерн, исполнительный директор Universities UK, призвала британские и австралийские университеты подготовиться к «катастрофе» в отношениях с Китаем, в то время как правительства всех этих англоязычных стран выразили желание диверсифицировать свои студенческие контингенты, напоминает THE.

10 марта SKILLBOX пишут, что в США учителя чаще пользуются ChatGPT, чем школьники. И те, и другие считают, что нейросети могут быть очень полезны для учёбы. К таким выводам пришли аналитики благотворительного фонда "Walton Family Foundation".

Участниками опроса стала тысяча школьных педагогов и столько же учеников в возрасте 12–17 лет. Оказалось, что 51% опрошенных учителей пользуются ботом ChatGPT, причём 40% из них делают это не реже раза в неделю. А 53% думают, что в текущем году станут прибегать к помощи нейросети ещё чаще – как для планирования уроков и генерации идей, так и непосредственно в рамках занятий. В то же время лишь 22% опрошенных школьников используют искусственный интеллект (ИИ) раз в неделю или чаще. Причём 38% педагогов сами разрешают своим ученикам использовать нейросеть. А ещё 10% рассказали, что уличали подопечных в использовании ChatGPT без разрешения. Среди школьников в таких "незаконных" обращениях к чат-боту признались 15%.

Абсолютное большинство учителей и школьников – 91% и 87% соответственно – уверены, что технологии помогут учащимся восполнить пробелы в знаниях, которые образовались у них из-за длительного дистанта, введённого в американских учебных заведениях на фоне пандемии. Ещё 75% учеников считают, что нейросеть помогает им быстрее учиться. По 68% учеников полагают, что благодаря ей они стали лучше учиться и что с её помощью они могут узнавать больше. С последним пунктом согласны и учителя – эту позицию поддержали 73% из них.

Помимо этого, по мнению большинства учащихся (63%) и педагогов (72%), ChatGPT – это яркий пример того, что современный мир требует трансформации подходов и что нельзя всегда учить и учиться по-старому. Наконец, 71% учителей и 65% школьников считают, что ChatGPT будет полезен при получении высшего образования и даже на работе.