Ректоры обсудили возможность поступления в магистратуру после специалитета
Проект «Вопрос ректору»
Поднятая в послании президента РФ Федеральному Собранию тема изменений в образовании придала мощный импульс дискуссиям о путях развития высшей школы. Среди обсуждаемых инициатив — возможность поступления в магистратуру после любого базового высшего образования вне зависимости от срока обучения. Пока что в магистры можно идти только после четырех лет бакалавриата. О перспективах реализации инициативы в вузах рассказали ректоры высших учебных заведений.
Руслан Викторович Агиней, ректор Ухтинского государственного технического университета: «Мне представляется, что в применении к инженерным направлениям — а именно они в первую очередь представлены в нашем университете — такая новация не имеет больших перспектив. Технические специальности требуют очень серьезной базовой подготовки, и у всех магистрантов она должна быть примерно одинаковой. Иначе либо одни будут вынуждены повторять пройденный материал, либо другие не будут успевать новый материал осваивать. Разница в уровнях подготовки будет значительно сужать возможности магистерских образовательных программ. <...> Убежден, что в технических вузах основным уровнем высшего образования должен быть специалитет».
Читать весь комментарий Руслана Агинея
Татьяна Григорьевна Краснова, ректор Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова: «Возможность поступления в магистратуру после любого уровня базового образования значительно расширит академические права студентов. Обучение в магистратуре с более короткими сроками ее освоения позволит не только бакалаврам, но и всем специалистам мобильно корректировать свои уже имеющиеся компетенции в соответствии с профессиональными потребностями».
Читать весь комментарий Татьяны Красновой
Алла Эдуардовна Калинина, ректор Волгоградского государственного университета: «Сегодня Минобрнауки России разрабатывает механизм получения образования в магистратуре и для выпускников специалитета, что, на мой взгляд, наиболее подходит для инженерных, технических, математических и IT-специальностей, где происходит непрерывное обновление технологий и динамичные изменения требований к специалистам, по двум причинам. Во-первых, у выпускников названных выше направлений уже имеются базовые знания, которые с учетом включенности в образовательный процесс заинтересованных бизнес-партнеров и мотивации самих студентов позволят сократить до года срок обучения в магистратуре. <...> А во-вторых, для работодателей важно, чтобы их потенциальные сотрудники — наши выпускники — как можно быстрее получили магистерское образование, необходимое в силу действия применяемых на производстве профессиональных стандартов».
Читать весь комментарий Аллы Калининой
Александр Петрович Карпик, ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий: «В первую очередь для качественного изменения образовательных программ в разработке федеральных государственных образовательных стандартов должно участвовать профессиональное сообщество — УМО (учебно-методическое объединение — примеч. редактора), которое состоит из педагогических, научных работников и представителей работодателей именно той отрасли экономики, для которой ФГОС разрабатывается. Конечно, можно обеспечить успешную подготовку в рамках одногодичных программ магистратуры. При этом необходимо сохранить качество образования, и для этого потребуется более интенсивная "контактная" работа с реальными проектами. Если человек не меняет вектор подготовки после бакалавриата или специалитета, то одного года магистратуры вполне достаточно даже для реализации научно-исследовательских программ».
Читать весь комментарий Александра Карпика
Все выпуски проекта #ВопросРектору1 с комментариями собраны в специальном разделе.