Ректоры РФ высказались о лицензировании образовательной деятельности в сфере медицинского ДПО
Новый выпуск проекта «Вопрос ректору»
В СМИ начата дискуссия о качестве системы непрерывного медицинского образования (НМО). Так, Залим Балкизов, генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор института подготовки специалистов медицинского образования Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России отмечает:
Одной из наиболее важных проблем является недобросовестность некоторых участников системы НМО. К сожалению, часть образовательных организаций дополнительного профессионального образования, как и отдельные медицинские работники, нередко пытаются обходить требования, не занимаясь повышением собственной квалификации. Пробелы в действующей нормативной базе — как федеральных законах, так и в подзаконных актах, регулирующих сферу ДПО, — дают возможность таким организациям, не имеющим отношения к образованию, не располагающим ресурсами и преподавательским составом для реализации программ подготовки врачей, получать образовательные лицензии. В результате они без какого-либо контроля проводят обучение без ограничений по специальностям, в том числе медицинским. Заканчивается это чаще всего фактической продажей свидетельств установленного образца об успешном завершении циклов ДПО.
Редакция сайта РСР обратилась к ректорам российских медвузов с просьбой рассказать, действительно ли такая проблема с качеством ДПО в сфере медицины существует сегодня?
Сергей Анатольевич Сайганов, ректор Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова: «В последние два года отмечается, что обучение, проводимое в заочной форме множеством частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заключается в том, что слушатели в весьма короткие сроки получают обширный объем теоретического материала без практического его использования, что не позволяет приобрести важные практические навыки и умения. И это создает проблемы при формировании компетенций у специалистов.
Университет считает целесообразным определить в качестве требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам медицинского ДПО, наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам высшего образования (по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, соотносимым с программами ДПО), либо лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности».
Читать весь комментарий Сергея Сайганова
Роман Сергеевич Козлов, ректор Смоленского государственного медицинского университета: «Так как качество образовательных услуг системы дополнительного профессионального образования напрямую связано с безопасностью пациентов, считаем, что лицензирование образовательной деятельности в данной сфере необходимо проводить только на федеральном уровне, а также активизировать работу по централизованной разработке типовых образовательных программ для унификации требований к образованию».
Читать весь комментарий Романа Козлова
Сергей Николаевич Алексеенко, ректор Кубанского государственного медицинского университета: «Утвержденные приказом Минздрава России от 03.08.2012 №66н порядок и сроки совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам четко определяют вид организаций, которые имеют право их реализовывать — это образовательные и научные организации. Согласно нормам федеральных законов, образовательные организации — это исключительно некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, а научные организации — это организации, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Таким образом, считаем необходимым со стороны работодателей (медицинских организаций) дополнительно разъяснить работникам данные нормы в целях исключения формального подхода к освоению программ ДПО, минимизации возможности допущения врачебной ошибки и повышения оказания качества медицинских услуг в целом».
Читать весь комментарий Сергея Алексеенко
Все выпуски проекта #ВопросРектору1 с комментариями собраны в специальном разделе.