Сто вопросов ректорам: итоги проекта
22 июня 2023 г. 11:00

Сто вопросов ректорам: итоги проекта

Тип материала: Новость
Регион: -
Источник: АСР

Самые популярные вопросы и ответы

Редакция сайта Российского Союза ректоров завершает первый этап проекта «Вопрос ректору», который стартовал в июне 2022 года. Запуск проекта был связан со стремительно меняющимися условиями развития системы высшего образования в России, когда особенно важно и интересно знать мнение руководителей высших учебных заведений.

О проекте

За прошедший год мы задали 100 вопросов ректорам вузов разных направлений из разных регионов России. Каждый вопрос рассылался десяти ректорам вузов, выбранных случайным образом.

Вопросы охватили широкий спектр тем о высшем образовании: динамика спроса на целевое обучение студентов, изменения в уровне подготовки абитуриентов за 10 лет, изменения в списке стран, откуда к нам приезжают учиться иностранные граждане. Мы также спрашивали о том, как увеличить спрос на инженерные специальности и повысить эффективность аспирантуры, о нюансах приемной кампании в одну или две «волны» и многое другое.


 На 100 вопросов редакция сайта получила 307 ответов от 211 ректоров.


Самым популярным по числу ответов ректоров оказался вопрос о динамике спроса на обучение в российских университетах со стороны студентов из стран Африки и о том, каких успехов у себя на родине они достигают по окончании учебы. Восемь ректоров решили прокомментировать эту тему. В Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина рассказали, что в 2022/2023 учебном году число студентов — выходцев из Африки у них превысило 2 тысячи. При этом наибольшей популярностью у африканцев пользуются медицинские направления подготовки.

Второй по числу ответов (семь ректоров) вопрос связан с изменением порядка поступления в вузы — в одну или две «волны». Преобладающее мнение высказал и. о. ректора МГТУ им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин: прием в одну «волну» позволяет абитуриентам точнее оценивать свои шансы на поступление.

Третий вопрос, больше других заинтересовавший ректоров, касался проектов импортозамещения, в которых участвуют вузы (об этом рассказали шесть руководителей университетов). К примеру, и. о. ректора Университета ИТМО Владимир Васильев отметил: «Мы смотрим на задачи по импортозамещению под максимально широким углом — важно не просто в быстром режиме заменить зарубежную технологию на аналогичную отечественную, а предвосхитить потребности общества, экономики и индустрии».

Также  шесть ректоров рассказали о направлениях магистратуры, которые были бы интересны выпускникам, окончившим специалитет. «Считаю, что бесплатное обучение выпускников специалитета в магистратуре даст возможность формировать уникальных специалистов с расширенным спектром компетенций», — отметил ректор Тульского государственного университета Олег Кравченко.

Популярными среди глав вузов также стали вопросы о спросе иностранцев на российское медицинское образование, о программах студенческого туризма и об итогах первого года работы цифровых кафедр. «Российское медицинское образование имеет высокий авторитет и пользуется наряду с инженерно-техническим образованием большой популярностью у иностранных абитуриентов. По открытым статистическим данным, практически каждый пятый иностранный студент (около 18 %) обучается в России по направлению "Здравоохранение и медицинские науки", а это более 42 тыс. человек», — рассказала ректор Алтайского государственного медицинского университета Ирина Шереметьева.

Общая статистика по проекту

Всего в рамках проекта редакция сайта Российского Союза ректоров выпустила 352 публикации. За все время их посмотрели больше 15 тысяч раз – рекордный показатель для информационного проекта РСР. Комментарии ректоров для проекта цитировали федеральные и региональные СМИ: ТАСС, «Независимая газета», RuNews, «Версия-Саратов», «Без Формата», «В городе Н». Сами университеты на своих сайтах посвятили больше 100 публикаций «Вопросу ректору».

Во время выхода проекта упоминаемость Союза ректоров в СМИ выросла на 15 %.

Самые интересные вопросы для аудитории

В течение года в российской высшей школе произошли серьезные изменения. Не успев оправиться от последствий ковида — оттока иностранцев, введения удаленки — вузы столкнулись с санкциями, дискриминацией на мировой арене, снижениями позиций в зарубежных рейтингах и другими новыми вызовами. Проект «Вопрос ректору» оперативно реагировал на меняющиеся обстоятельства, предоставив ректорскому сообществу площадку для высказываний на самые острые темы.

Например, о влиянии санкций на программное обеспечение вузов рассказали ректор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Иван Лобанов и глава Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Юрий Сколубович. Их ответы, судя по числу просмотров, оказались весьма популярными.

Также проект во многом предвосхитил главную реформу высшего образования — замену бакалавриата и магистратуры базовым и специализированным высшим образованием. Еще в августе 2022 года в выпуске «Вопроса ректору» о плюсах и минусах Болонской системы рассуждали ректор Северного государственного медицинского университета Любовь Горбатова и и. о. ректора Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Владимир Лузан.

Самыми интересными для читателей оказались вопросы, посвященные повседневным и бурно обсуждаемым в обществе темам. Так, в топ по посещаемости вышли вопросы о ценах на обучение, об использовании студентами нейросетей, о среднем возрасте преподавателей, о студентах-целевиках и гарантиях для них, о курсе истории России, который с нового учебного года должны ввести во всех вузах.

Сотый вопрос

В обсуждениях насущных вопросов деятельности российской высшей школы приняли участие руководители более 200 высших учебных заведений от Калининграда до Дальнего Востока.

Самыми активными участниками проекта стали ректор Российского нового университета Владимир Зернов, ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Краева, ректор Уфимского университета науки и технологий Вадим Захаров, ректор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Иван Лобанов, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. Также активное участие в проекте принимал Технологический университет имени А. А. Леонова, в котором за время проекта сменились ректоры.

В последнем, сотом выпуске проекта мы предложили ректорам самим задать себе тот вопрос, который, на их взгляд, сегодня является самым актуальным и важным в сфере высшего образования, и ответить на него.

«Первая проблема, которую надо незамедлительно решать, — неэффективность использования ресурсов. Вспомним космический проект СССР. Наша страна потратила на него на порядок меньше, чем основной конкурент — США, но созданные тогда отечественные технологии применяются до сих пор. То же касается и высшей школы. В лидерах должны быть те, кто эффективно распоряжается ресурсами, — отметил ректор РосНОУ Владимир Зернов. — Вторая проблема — отсутствие четких и ясных критериев оценки деятельности вуза и поддержки научных школ. На мой взгляд, одним из критериев должно стать создание технологий. Вузы должны показывать свои научные разработки и внедрять их в различные отрасли экономики».

Ректор УУНиТ Вадим Захаров: «На наш взгляд, одним из важных вопросов высшей школы является возможность выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории. В частности, с 2020 года обсуждается вопрос о переводе российской системы образования с системы "4+2" на "2+2+2". Новый подход позволяет дважды уточнить свою специальность во время обучения: сначала после 2 курса, а потом — после бакалавриата. Даже с учетом того, что в настоящее время начался процесс модернизации высшего образования, предполагающий внедрение "базового высшего образования", считаем, что возможность изменения траектории обучения или направления подготовки остается актуальной. Механизм предоставления студенту возможности изменения — даже кардинального — своей образовательной траектории необходимо детально, многоаспектно проработать на уровне Минобрнауки и федеральных учебно-методических изменений. Наш вуз, в свою очередь, готов быть площадкой для отработки пилотных проектов новых образовательных программ такого типа».

Продолжение следует

Сайт Российского Союза ректоров, выступающего консолидирующей площадкой для университетского сообщества и руководства учебных заведений, продолжит предоставлять ректорам российских вузов возможность делиться своим мнением на актуальные темы. Мы вернемся с новыми проектами в начале следующего учебного года — следите за обновлениями на нашем сайте!

Все выпуски проекта #ВопросРектору1 с комментариями собраны в специальном разделе.